Тимур Асланов: «Социальные сети — это дорога с двусторонним движением»

В преддверии ежегодной конференции «Связи с общественностью в соцсетях-2018», которая пройдёт в Москве 15-16 февраля, мы провели интервью с главным организатором этого мероприятия, основателем издательского дома «Имидж-Медиа», редактором журнала «Пресс-служба» Тимуром Аслановым, который не только рассказал о своем видении современной PR-индустрии, но и поделился ценными лайфками, которые будут полезны как начинающим специалистам по связям с общественностью, так и «матёрым» пиарщикам.

— Тимур, какими, на Ваш взгляд, качествами должен сегодня обладать PR-менеджер?

— Одно из главных качеств – это проактивность. Хороший пиарщик должен не только уметь тушить пожары – строить коммуникации в кризисных ситуациях и отвечать на негатив, но и предвидеть такие моменты, предотвращать кризисы и профилактировать появление негатива.

Еще одно качество – любопытство. Вы должны знать все, что происходит в вашей компании, в вашей отрасли, на рынке в целом и вообще в стране и мире.

Третье качество – коммуникабельность. Нужно уметь находить ключик и подход к огромному количеству людей – ньюсмейкерам, журналистам, блогерам, сотрудникам своей же компании, стейкхолдерам и т.д. Надо уметь общаться, располагать к себе людей, заводить полезные связи и знакомства.

Четвёртое качество – умение хорошо писать текст, причём не только классические релизы, но и тексты для соцсетей и продающие тексты. Без этого сегодня никуда.

И пятое качество – трудолюбие. Пиарщик — понятие круглосуточное. Вы не можете выключить станок (компьютер) строго в шесть вечера как какой-нибудь фрезеровщик и, поставив на работе крест до завтра просто отправиться домой или на вечеринку. Вам может позвонить журналист в два часа ночи и вы будете очень не правы и потом пожалеете, если откажите представителям прессы, сославшись на нерабочее время. Да и вообще работа пиарщика – сплошные авралы и дедлайны и конца им не видно.

— Какие профессиональные рекомендации Вы можете дать тем, кто только начинает развиваться в PR сфере?

— Работа пиарщика требует колоссального количества навыков и знаний. И сегодня востребованы не только и не столько классические пиар – инструменты, но и во многом инструменты маркетинга, которые все больше и больше интегрируется пиаром: мы должны все уметь считать и оценивать эффективность любых действий, должны отвечать за результат, влиять на продажи, а не только на имидж, владеть технологиями лидогенерации и понимать. как работает интернет – маркетинг.

Но самое главное – нужно владеть информационной повесткой дня, потому что без этого невозможно применять новые пиар – технологии, такие как Realitime PR. К примеру, сложно использовать хайп, если вы не знаете, что в тренде и что в головах у целевой аудитории.

— Что для Вас было самым сложным в начале карьеры?

— Сложностей было много. Не хватало знаний. Моя карьера началась в 90-е, и тогда не было ни учебников, ни нормального бизнес — образования. Все постигалось на практике. 

Мне очень помогли зарубежные стажировки. После них стало понятно, как делать правильно многие вещи, сразу открылись глаза на технологии продвижения бизнеса, про которые в России тогда вообще мало кто слышал, и адаптировать все это к российской реальности.

— Как к Вам пришёл первый успех?

— Сначала я строил карьеру в медиабизнесе и добился в ней определенных важных результатов. В основном благодаря тому, что вкалывал день и ночь, в отличие от многих других. Но потом понял, что не хочу ни на кого работать, а буду заниматься своим бизнесом. Так и пустился в свободное плавание.

Первым успехом, наверное, можно считать выход первого проекта на прибыль, но тогда это было много труда и не очень большие доходы. Наверное, первый сезонный успех это как раз запуск издательского дома «Имидж — Медиа» и выход этого проекта на общероссийский уровень в начале 2000-х. Наши бизнес-журналы выписывали и продолжают выписывать в самых отдаленных уголках России, а также бывшего зарубежья. До сих пор, когда я приезжаю со своими семинарами в различные города, ко мне подходят люди и благодарят за издания. Некоторые даже говорят: «Я при помощи вашего журнала построил бизнес». Вот это я считаю и есть успех.

— Назовите ТОП-5 эффективных советов, которые помогут раскрутить себя в социальных сетях?

— Совет первый: нужно чётко ответить себе на вопрос, – с какой целью я хочу раскрутить себя в социальных сетях? Для того, чтобы получить славу, узнаваемость, продажи, продвижение своих идей или проектов – что именно?

Совет второй: нужно чётко представлять себе вашу целевую аудиторию – вы хотите раскрутить себя, то есть стать известным и популярным у кого? Кто эти люди или категория людей? Что им важно? Что интересно? Зачем вы им? Что им вообще нужно?

Совет третий: начните давать людям контент. Реальный интересный или полезный контент. Не репосты. Не чужие смешные видео. Не демотиваторы. А ваши тексты, размышления о жизни, важных вопросах, советы, которые помогут этим людям улучшить себя в жизни и работе. Так, люди сразу начнут вас воспринимать как интересного человека с необычной или яркой точкой зрения. Вы сразу же привлечёте внимание к вашей персоне. А самое главное – не старайтесь быть на кого-то похожим – это не интересно.

Совет четвёртый: посты должны быть регулярными. Каждый день или несколько раз в день, но без перегибов. Не нужно заливать ваших подписчиков постами в ленте, но и не нужно пропадать. Чем чаще вы постите, тем больше внимания к вам.

И последний пятый совет: «вовлекайте». Социальные сети — это дорога с двусторонним движением. Задавайте аудитории вопросы, провоцируйте их на комментарии, проводите конкурсы и т.д.