Действия на море. Итальянский флот во Второй Мировой войне Вмф италии во второй мировой войне

Действия на море

Планами обороны Сицилии предполагалось, что подводные лодки и торпедные катера сорвут действия десантных соединений и перережут линии снабжения плацдармов. Все корабли отважно сражались, так же как и специальные штурмовые подразделения, которые действовали не столь открыто, но зато в очень многих районах. К этому времени уцелело не так уж много итальянских подводных лодок. После 3 лет войны на Средиземном море осталось около 40 единиц, не считая тех, которые имели специальные задания. Из этого количества не менее полонимы ремонтировались. Для обороны Сицилии было возможно привлечь не больше 12 лодок, так как нельзя было отвлекать остальные от выполнения заданий в Эгейском и Тирренском морях. Но и эта дюжина после начала вторжения быстро сократилась вдвое из-за потерь и повреждений, полученных в ходе операций.

С немецкими субмаринами дела обстояли столь же скверно. В среднем в строю находились всего 3 - 4 лодки, и они действовали только в западном Средиземноморье (К моменту подписания перемирия из 53 германских подводных лодок, переведенных на Средиземное море, 38 были потоплены.). Англичане тоже понесли тяжелые потери в подводной войне, особенно после ввода в строй новых итальянских корветов и охотников, построенных во второй половине 1942 года. Только за последний год войны англичане потеряли на Средиземном море 15 подводных лодок.

Ситуация с большими (Ms) и малыми (Mas) торпедными катерами была такой же плачевной. Только за два с половиной месяца перед Сицилийской кампанией было потоплено 18 кораблей этого класса. Все они, кроме одного, были уничтожены вражеской авиацией. Часть уцелевших нельзя было отвлекать из других районов, где они выполняли совершенно необходимые обязанности, которые нельзя было возложить на корабли других классов. Более того, после трех лет военной службы, когда катерам приходилось выполнять много трудных заданий - часто таких, для которых они совсем не предназначались, - они оказались сильно изношены и практически не могли больше использоваться для наступательных операций. Спешно выведя из ремонта и перебросив из других районов, удалось наскрести 6 - 8 катеров для действий в Сицилийских водах, а временами и это количество сокращалось. Германские торпедные катера находились точно в таком же положении.

Действия итальянских торпедных катеров были интенсивными и смелыми. Ими командовали самые способные и преданные офицеры, под общим руководством капитана 1 ранга Мимбелли, прославившегося во время Критской кампании как командир миноносца «Лупо». Эти катера, действуя почти каждую ночь у берегов восточной Сицилии, почти не встречали вражеские крупные корабли, так как англичане держали их вблизи берега только днем. Зато итальянские катера часто сталкивались с британскими и американскими катерами и несли большие потери в людях и кораблях во время яростных стычек на дистанции пистолетного выстрела.

15 августа Ms-31 и -73, возвращаясь с ночного патрулирования возле Сиракуз, в 5.00 возле мыса Спартивенто неожиданно заметили 2 британских эсминца. Несмотря на сильнейший огонь, которым их встретил противник, катера вышли в атаку, и Ms-31 попал торпедой в один из эсминцев, который немедленно прекратил стрелять. Второй британский корабль бросился на помощь товарищу, и итальянские катера ускользнули, не получив ни единого попадания.

Большое количество противолодочных кораблей, которое англичане задействовали в операции, представляло смертельную угрозу итальянским подводным лодкам. Для подводной лодки, выходящей в атаку, шансы быть обнаруженной составляли 9 из 10, а после обнаружения вероятность гибели достигала 99 из 100. Тем не менее, эти опасности не остановили итальянских подводников. Они бросились в бой, готовые погибнуть, и в первые 3 дня возле восточного побережья Сицилии были потоплены 4 наши подводные лодки.

Мы уже рассмотрели причины, по которым итальянскому флоту не следовало пытаться перехватить вражеские десантные соединения южнее Сицилии. Но даже если бы этих причин не было, информация о передвижениях противника сильно запоздала, что помешало бы флоту вовремя вступить в бой. Даже если бы корабли находились в готовности к немедленному выходу в море при первой тревоге (9 июля около 19.00), они бы не достигли района Аугусты ранее утра 11 июля. Но к этому времени высадка на берег уже завершилась. Существовала еще одна причина, по которой флоту не следовало участвовать в операции. Кораблям пришлось бы проходить через Мессинский пролив. Эту узкую горловину накрепко закупорила авиация союзников, и итальянская авиация была бессильна что-либо сделать.

Тем не менее, Супермарина изучала возможности проведения рейда легких сил против кораблей союзников, базирующихся в только что захваченном Палермо. Поскольку количество имеющихся кораблей было ограниченным, для набега было решено использовать 2 крейсера без всякого сопровождения - кораблями и самолетами. Помимо обычных трудностей обеспечения прикрытия с воздуха, было решено отказаться от него с целью сохранения повышенной секретности. Корабли должны были прибыть к Палермо с первыми лучами солнца и отойти к итальянскому побережью прежде, чем неприятель сумеет отреагировать. Ключевым фактором рейда было требование полной неожиданности. Поэтому Супермарина приказала выполнять операцию, только если крейсера сумеют прибыть к цели необнаруженными. На самом же деле, операцию предполагалось провести из чисто моральных соображений, так как при самом благоприятном исходе набег 2 крейсеров не мог серьезно повлиять на ход Сицилийской кампании.

«Эугенио ди Савойя» и «Монтекукколи» под командованием адмирала Олива вышли из Специи вечером 4 августа. Пройдя к западу от Корсики, они прибыли в Маддалену утром 5 августа. Вечером крейсера снова вышли в море, до сих пор не замеченные неприятелем. Однако в 4.28, когда крейсера проходили мимо острова Устика, уже захваченного американцами, они заметили в темноте силуэты 3 неизвестных кораблей. Итальянские крейсера открыли огонь. Хотя один из вражеских кораблей загорелся, стрельба переполошила все кругом. Перехваченные радиограммы убедили адмирала Оливу, что его корабли обнаружены радаром противника. До прибытия к Палермо оставалось еще полтора часа, и за это время союзники наверняка успели бы подготовиться к встрече. Так как элемент неожиданности был потерян, адмирал решил отменить набег. Крейсера повернули к Неаполю, а потом в Специю. Возле острова Тускани они были атакованы вражеской авиацией, но сумели отбиться и ночью 7 августа благополучно прибыли в базу.

Хотя набег не принес результатов, план операции, разработанный Супермариной на основе точного знания образа действий воздушной разведки союзников, сработал отлично. Поэтому Супермарина, не дожидаясь возвращения этих крейсеров, приказала повторить набег крейсерам «Гарибальди» и «Аоста» под командой адмирала Фиораванцо. Они покинули Геную вечером 6 августа и после дневной стоянки в Маддалене вечером направились к Палермо. Но на этот раз авиаразведка союзников засекла ночные переходы крейсеров. После войны стало известно, что 2 американских крейсера и 2 эсминца были немедленно отправлены из Палермо на перехват итальянских кораблей. Между 2.00 и 3.00 адмирал Фиораванцо получил донесение от германского самолета, оснащенного радаром, что он заметил 3 «больших корабля» возле Палермо и конвой возле мыса Сан Вито. Из этой информации адмирал сделал вывод, что неприятель извещен и настороже. Более того, густой туман ограничил видимость, плюс машины «Гарибальди» начали барахлить. По этим причинам адмирал Фиораванцо решил, что ситуация больше не отвечает требованиям внезапного набега, и приказал крейсерам возвращаться в базу. Британская подводная лодка выпустила по ним 4 торпеды, когда они подходили к Генуе. Крейсера уцелели, но эсминец «Джиоберти», вышедший им навстречу, получил попадание и затонул.

автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1939 году Общая обстановкаОбстановка, сложившаяся для немецкого военно-морского флота к началу войны, не давала никаких оснований для радужных надежд. По общему водоизмещению немецкий флот уступал английскому примерно в 7 раз, французскому -

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1943 году Общая обстановкаВ конце декабря 1942 года немецкие корабли потерпели неудачу при попытке напасть на конвой, шедший в один из северных русских портов. Это привело к тому, что Гитлер отдал приказ о сдаче на слом всех крупных кораблей

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1944 году Германия слабеет, противник усиливаетсяПревосходство противника на море и в воздухе становилось все более и более очевидным. Итальянский военно-морской флот, за исключением нескольких кораблей, перешел на сторону противника; японцы

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1945 году Последние бои у берегов ЕвропыЕсли уже в 1944 году немногочисленные уцелевшие силы немецкого флота оказались не в состоянии справиться со всеми задачами войны на море, то в новом, 1945 году их роль свелась главным образом к прикрытию

Из книги Русско-Турецкие войны 1676-1918 г. - X. Война 1877-1878 годов автора

Глава 8 Боевые действия на Черном море С самого начала войны турецкий флот предпринял активные действия в районе Кавказского побережья. Русское командование предвидело это, поэтому в долине реки Рион и на батумском направлении была сосредоточена почти половина

Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр Борисович

Глава 9. Боевые действия на море К 30 ноября 1939 года Балтийский флот имел в своем составе два старых линкора «Марат» и «Октябрьская Революция» постройки 1911 года, новейший крейсер «Киров», построенный по итальянскому проекту, 3 лидера и 13 эсминцев, 29 подводных лодок, 3

автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА МОРЕ ДЕЙСТВИЯ АЗОВСКОЙ ФЛОТИЛИИ Как уже говорилось, строительство судов на Днепре было приостановлено в конце царствования Анны Иоанновны. В начале 1769 г. работа вновь закипела на всех старых верфях - в Таврове, Новопавловске, на Икорце и Хопре.

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЧЕРНОМ МОРЕ С самого начала войны турецкий флот предпринял активные действия у Кавказского побережья. Русское командование предвидело это, и в Приморском районе - долине Риона, и на батумском направлении была сосредоточена почти половина

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Другие действия на море В то время как "Граф Шпее" охотился за своими жертвами, действовали и другие корабли немецкого флота. Одной из наиболее успешных операций была операция по прорыву в Скапа-Флоу ночью 14 октября немецкой подводной лодки "U-47" под командованием

Из книги Русский флот на чужбине автора Кузнецов Никита Анатольевич

Действия Белого флота на Азовском море Формирования на Азовском море входили в состав Черноморского флота, подчинявшегося командованию ВСЮР, а затем Русской армии; в Таганроге находилось управление портами Азовского моря. Первыми боевую деятельность по поддержке

Из книги Итальянский флот во Второй Мировой войне автора Брагадин Марк Антонио

Действия на море Планами обороны Сицилии предполагалось, что подводные лодки и торпедные катера сорвут действия десантных соединений и перережут линии снабжения плацдармов. Все корабли отважно сражались, так же как и специальные штурмовые подразделения, которые

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Глава 7 Боевые действия на море

Из книги Правда о Первой Мировой войне автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Действия на море

Из книги В Ставке Верховного Главнокомандующего автора Бубнов Александр Дмитриевич

Глава X. Военные действия на море Подготовка флота к войне не оставляла желать ничего лучшего. Боевые припасы, то есть снаряды, самодвижухциеся мины, мины заграждения, уголь, нефть и всё другое, необходимое для флота, было заготовлено в таком количестве, что за всё время

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Глава 5 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА МОРЕ 22 июня 1941 года морские силы военно-морской базы Ханко составляли три малых охотника типа МО-IV под началом командира ОВР капитана 2 ранга М. Д. Полегаева - МО № 311, МО № 312 и МО № 31314. В базе находился и дивизион морпогранохраны под

Во время международного кризиса, который разразился с началом Эфиопской кампании весной 1935 года, итальянский флот впервые со времен Первой Мировой войны был отмобилизован. После завершения операции в Эфиопии многие вспомогательные службы флота были сокращены, но в конце 1936 года флот оставался мобилизованным. Гражданская война в Испании, различные международные кризисы и наконец оккупация Албании - все это вынуждало держать флот в состоянии боевой готовности.

Подобные события, конечно, отрицательно повлияли на подготовку к будущему мировому конфликту. Постоянная готовность кораблей приводила к износу механизмов и усталости экипажа, мешала перспективному планированию. Более того, итальянское правительство уведомило вооруженные силы, что начало войны предполагается не ранее 1942 года. Это было подтверждено во время подписания договора «Оси» между Италией и Германией. Флот составлял свои планы, исходя из этой даты.

10 июня 1940 года, когда военные действия должны были вот-вот начаться, многие составляющие того, что называется «готовностью к войне» еще не были завершены. Например, первоначальными планами предусматривалось построить 4 новых мощных линкора и закончить полную модернизацию 4 старых к 1942 году. Такое ядро флота заставило бы уважать себя любого противника. В июне 1940 года в строю находились только «Кавур» и «Чезаре». «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио» и «Дориа» еще завершали оснащение на верфях. Чтобы закончить достройку линкора «Рома» требовалось еще 2 года, для достройки «Имперо» - по крайней мере 3 (В действительности «Рома» был достроен весной 1943 года, работы на «Имперо» так и не были завершены). Преждевременное начало военных действий застало в постройке 12 легких крейсеров, множество эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов. Начало войны задержало их достройку и оснащение.

Кроме этого, добавочные 2 года позволили бы устранить недостатки в техническом оснащении и обучении экипажей. Это особенно касается ночных действий, торпедной стрельбы, радара и асдика. Сильнее всего ударило по боеспособности итальянских кораблей отсутствие радара. Вражеские корабли и самолеты безнаказанно атаковали итальянские корабли ночью, когда те были практически слепы. Поэтому враг выработал новые тактические приемы, к которым итальянский флот оказался совершенно не готов.

Технические принципы действия радара и асдика были известны итальянскому флоту с 1936 года. Но война прервала научные работы над этими системами вооружения. Чтобы довести их до практического применения, требовались дорогостоящие промышленные разработки, особенно для радара. Сомнительно, чтобы итальянский флот и промышленность сумели достичь значительных результатом, даже имея те самые 2 года. Тем не менее, противник потерял бы преимущество неожиданности их использования. К концу войны удалось построить только несколько самолетных радаров, и то, скорее, экспериментальных установок.

В годы войны итальянский флот дорого заплатил за эти и другие мелкие недостатки, которые часто мешали использовать благоприятную ситуацию. Тем не менее, итальянский флот хорошо подготовился к войне и полностью оправдал вложенные в него средства.

Подготовительные меры флота включали в себя накопление всевозможных припасов, и когда началась война, резервы многих видов снабжения позволяли удовлетворить любые требования. Например, кораблестроительные верфи работали без задержек всю войну и даже после перемирия почти исключительно на довоенных запасах. Возрастающие требования Ливийского фронта вынуждали флот переоборудовать некоторые порты - вдобавок не по одному разу - и решать подчас неожиданные задачи, прибегая только к собственным резервам. Иногда флот выполнял просьбы и других видов вооруженных сил.

Поставки топлива были совершенно недостаточными, и мы увидим позднее, какой острой стала эта проблема. В июне 1940 года флот имел только 1800000 тонн нефти, собранных буквально по капле. В то время предполагалось, что ежемесячный расход во время войны составит 200000 тонн. Это означало, что флотских запасов хватит только на 9 месяцев войны. Муссолини однако считал, что этого более чем достаточно для «трехмесячной войны». По его мнению, военные действия не могли затянуться дольше. Исходя из такого предположения, он даже заставил флот передать часть запасов - всего 300000 тонн - ВВС и гражданской промышленности уже после начала войны. Поэтому во время войны флот был вынужден ограничивать передвижения кораблей, чтобы сократить расход нефти. В первом квартале 1943 года его пришлось урезать до смехотворной цифры 24000 тонн в месяц. По сравнению с первоначальной оценкой - 200000 тонн как необходимого минимума, легко понять, какое влияние это имело на проведение операций.

Все эти недостатки уравновешивал великолепный дух офицеров и матросов. В течение всех 39 месяцев ожесточенных боев до подписания Италией перемирия личный состав итальянского флота не раз показывал образцы массового и индивидуального героизма. Следуя своим традициям, флот сопротивлялся насаждению фашистских политических взглядов. Трудно было заставить себя ненавидеть Британию, чей флот всегда считался естественным союзником.

Но, когда жребий был брошен, флот, движимый чувством долга, начал битву, напрягая все свои силы. Ему противостояли могущественные противники, однако он выдержал испытание огнем с честью и отвагой.

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо - начальник Генерального Штаба - созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном - на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Итальянский флот во Второй Мировой войне

Итальянский флот накануне войны

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо - начальник Генерального Штаба - созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном - на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Муссолини, опасаясь, что мир вернется в Европу раньше, чем Италия скажет свое слово, не обратил внимания на эти предостережения. Более того, он просто отмел их, опираясь ни свою уверенность, что военные действия будут очень короткими - не более трех месяцев. Однако итальянский флот готовился к войне на основе оперативных планов, не раз высказывавшихся ранее. Их можно кратко изложить так: держать морские силы сосредоточенными для получения максимальной оборонительной и наступательной мощи; как следствие - не участвовать в защите торгового судоходства за исключением особых редких случаев; оставить идею снабжения Ливии из-за исходной стратегической ситуации. Имея Францию своим врагом, считалось невозможным проводить суда через Средиземное море.

Муссолини не возражал против этих концепций. Он предполагал, что конфликт не затянется, и потому каботажное судоходство можно сократить, а Ливия продержится шесть месяцев на тех запасах, которые там собраны. Оказалось, что все предположения Муссолини неверны. Итальянский флот обнаружил, что вынужден заниматься тем, что делать совершенно не собирался. Ровно через 3 дня после начала войны в Рим из Ливии пришло требование срочно доставить остро необходимое снабжение. И эти требования, которые возрастали с угрожающей скоростью, пришлось выполнять, разумеется, флоту.

16 июня 1940 года подводная лодка «Зоеа» начала погрузку боеприпасов для доставки в Тобрук. Из-за близости базы к линии фронта и ее удаления от других итальянских баз командование не хотело посылать туда транспорты, даже в сопровождении эскорта. Подводная лодка вышла в море 19 июня. Это был первый из бесчисленных походом в Африку.

Эти операции, проводимые под давлением обстоятельств, стали основным занятием итальянского флота, хотя и не самым любимым. Они привели к серьезному распылению сил. 20 июня флотилия эсминцев во главе с «Артильере» вышла из Аугусты в Бенгази, чтобы перевезти противотанковые орудия и артиллеристов. Через 5 дней первый охраняемый конвой вышел из Неаполя в Триполи, перевозя различные грузы и 1727 солдат. В тот же день подводная лодка «Брагадин» вышла в море с грузом материалов для аэропорта Триполи. Эти несколько примеров ясно показывают, насколько было обеспечено «самоснабжение» Ливии. Начальник Генерального Штаба маршал Бадольо, требуя от адмирала Каваньяри отправки в Ливию первых 3 или 4 конвоев, каждый раз твердо заверял, что «это происходит в последний раз».

Уверенность, что война закончится через 3 месяца, вскоре развеялась. Муссолини был введен в заблуждение заявлениями гитлеровской пропаганды о высадке в Англии. В действительности же в конце августа 1940 года итальянскому Верховному Командованию, на основе информации, полученной из Берлина, пришлось отдать приказ готовиться к затяжной войне, которая продлится несколько лет.

К несчастью для итальянского флота, предпосылки, на которых основывалось его оперативное планирование, оказались в корне неверными. Тем не менее, флот упорно сражался долгие 39 месяцев в тяжелейших - а иногда безнадежных - условиях и нанес тяжелые потери могучему противнику. Несмотря на кровопролитные испытания, итальянские моряки, от адмирала до последнего матроса, всегда хранили верность долгу, дух самопожертвования и неизменную отвагу. Их преданность была просто замечательной, так как была следствием не слепого повиновения, а проявлением осознанной воли, что подтверждалось на каждой стадии борьбы.

В начале войны ядро итальянского флота состояло из 2 старых, но модернизированных линкоров и 19 крейсеров. Англичане и французы имели 11 линкоров, 3 авианосца и 23 крейсера, дислоцированных в Средиземном море. И без того огромное превосходство союзников становилось просто подавляющим, если учесть их силы вне Средиземноморского театра, которые могли быть использованы в качестве подкреплений и для восполнения потерь. Грубо говоря, Италия имела военный флот суммарным водоизмещением около 690000 тонн, а противник - в четыре раза больше.

Важно рассмотреть дислокацию флотов воюющих сторон. Англо-французские силы базировались в Тулоне, Гибралтаре, Бизерте и Александрии. В это время на Мальте кораблей не было. Итальянские корабли в основном делились между Неаполем и Таранто, несколько крейсеров базировались на сициллийские порты. Эти силы могли объединяться, используя Мессинский пролив, хотя и подвергались опасности атак, проходя его. В северной части Тирренского моря базировались лишь несколько подводных лодок и соединений торпедных катеров для береговой обороны.

Адриатика была внутренним морем, стратегическое прикрытие которого осуществлялось из Таранто. Тобрук представлял собой выдвинутый аванпост вблизи от вражеских линий, поэтому гам базировались только легкие патрульные корабли. Додеканезские острова и их главная база на Леросе фактически оказались блокированными, так как греческие воды нельзя было считать нейтральными. Здесь могли базироваться только патрульные и диверсионные соединения. База Массауа в Красном море, где находилась группа устаревших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров, была полностью изолирована с самого начала войны и имела ограниченное значение.

Поэтому можно сказать, что дислокация итальянского флота соответствовала географическому фактору. Главные силы находились в центре Средиземного моря, а остальные - в ряде периферийных пунктов. Ситуация в начале войны не предвещала немедленных столкновений, если только оба противостоящих флота не займут явно агрессивных позиций. Итальянский флот этого сделать не мог и, как было показано ранее, даже не намеревался. Однако, как заявлял противник, его флот будет вести наступательную войну, особенно соединение, которым командовал адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм.


| |

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.

Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата - потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения - чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна - трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года - сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) - половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки - подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.


Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели - итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность - родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina - некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине - но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев -

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком - корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам - иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом - в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!

Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД - согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия - Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру - от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто - линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так - значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".
- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ - Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох - «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции - он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского оружия.
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств - зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам - британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.