Значение слова гильгамеш. Мифы и легенды Смотреть что такое "Гильгамеш" в других словарях

Гильгамеш (Gilgamesh), легендарный правитель шумерского города-государства Урук в Юж. Мессопота-мии ок. 1-й половины 3 тыс. до н.э. и герой одноименного эпоса, одного из наиб, известных лит. произведений Др. Востока. Эпос повествует о попытках Г. достичь неосуществимой цели - бессмертия, в нем есть рассказ о потопе, очень сходный с библейской историей о Ное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГИЛЬГАМЕШ

шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встреч. уже в текстах из Фары (26 в. до н.э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как миф. личность; продолжит. его правл. 126 лет, отец Г. - демон (лила). В эпич. текстах Г. - сын урукск. правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, ист. Г. был сыном правителя и жрицы, представл. богиню в обряде свящ. брака). Со 2-го тыс. до н.э. Г. стал счит. судьей в загроб. мире, защитником людей от демонов. В офиц. культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частн. Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род). Г. - наиболее популяр. герой из числа героев урукск. круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохран. пять шумерских эпич. песен о Г.

Имя; шу-мер-ский ва-ри-ант, по-ви-ди-мо-му, вос-хо-дит к фор-ме Биль-га-мес, что, воз-мож-но, зна-чит «пре-док-ге-рой». Ряд тек-стов, опуб-ли-ко-ван-ных в по-след-ние де-ся-ти-ле-тия, по-зво-ля-ют счи-тать Гильгамеша ре-аль-ной ис-то-рической лич-но-стью - пя-тым пра-ви-те-лем I ди-на-стии го-ро-да Урук в Шу-ме-ре (конец XXVII - начало XXVI веков до н. э.). Оче-вид-но, вско-ре по-сле смер-ти Гильгамеш был обо-же-ст-в-лён: его имя с де-тер-ми-на-ти-ва-ми (зна-ка-ми-оп-ре-де-ли-те-ля-ми) бо-же-ст-ва встре-ча-ет-ся в тек-стах из Фа-ры (XXVI век до н. э.). В «цар-ском спи-ске» III ди-на-стии Ура Гильгамеш вы-сту-па-ет уже как ми-фический ге-рой: про-дол-жи-тель-ность его жиз-ни 126 лет, его отец - де-мон (ли-ла). В эпических тек-стах Гильгамеш - сын урук-ско-го пра-ви-те-ля Лу-галь-бан-ды и бо-ги-ни Нин-сун (воз-мож-но, ис-то-рический Гильгамеш был сы-ном пра-ви-те-ля и жри-цы, пред-став-ляв-шей бо-ги-ню в об-ря-де свя-щен-но-го бра-ка). Со 2-го тысячелетия до н. э. Гильгамеш стал счи-тать-ся судь-ёй в за-гроб-ном ми-ре, за-щит-ни-ком от де-мо-нов. В официальном куль-те Гильгамеш не иг-рал за-мет-ной ро-ли (тем не ме-нее к Гильгамешу воз-во-дит свой род ос-но-ва-тель III ди-на-стии Ура Ур-Нам-му).

Со-хра-ни-лось пять шу-мер-ских эпических пе-сен о Гильгамеше: 1) «Гиль-га-меш и Ага» - о по-бе-де Гильгамеша над пра-ви-те-лем сою-за северных го-ро-дов Шу-ме-ра во гла-ве с Ки-шем ; 2) «Гиль-га-меш и го-ра бес-смерт-ных» - ис-то-рия по-хо-да Гильгамеша в го-ры за кед-ра-ми, что-бы об-рес-ти «слав-ное имя», борь-ба и убий-ст-во чу-до-ви-ща - хра-ни-те-ля кед-ров Ху-ва-вы (Хум-ба-бы) и гнев бо-га Эн-ли-ля за это; 3) «Гиль-га-меш и не-бес-ный бык» - пло-хо со-хра-нив-ший-ся текст об убий-ст-ве Гильгамешем не-бес-но-го бы-ка - чу-до-ви-ща, на-слан-но-го на Урук бо-ги-ней Инан-ной; 4) «Гиль-га-меш, Эн-ки-ду и под-зем-ный мир» - по прось-бе Инан-ны Гильгамеш уби-ва-ет ис-по-лин-скую пти-цу Ан-зуд и вол-шеб-ную змею, по-се-лив-ших-ся в чу-дес-ном де-ре-ве ху-луппу, по-са-жен-ном бо-ги-ней в са-ду. Из кор-ней это-го де-ре-ва Гильгамеш де-ла-ет «пук-ку и мик-ку» (ба-ра-бан и ба-ра-бан-ные па-лоч-ки?), ко-то-рые про-ва-ли-ва-ют-ся в под-зем-ный мир. Эн-ки-ду (в шу-мерской тра-ди-ции - слу-га Гильгамеша) бе-рёт-ся их дос-тать, но, не вы-пол-нив ма-гических на-ка-зов Гильгамеша, ос-та-ёт-ся там на-все-гда. Гильгамешу уда-ёт-ся моль-ба-ми вы-звать дух Эн-киду, и тот рас-ска-зы-ва-ет Гильгамешу о мрач-ной и без-на-дёж-ной жиз-ни в под-зем-ном цар-ст-ве; 5) «Гиль-га-меш в под-зем-ном цар-ст-ве» (или «Смерть Гиль-га-ме-ша») - Гильгамеш при-но-сит в под-зем-ный мир да-ры вла-ды-чи-це под-зем-но-го цар-ст-ва Эреш-ки-галь.

Наи-бо-лее раз-ра-бо-тан ак-кад-ский эпос о Гильгамеше. Со-хра-ни-лось три вер-сии боль-шой эпической по-эмы (ран-няя дош-ла в за-пи-си 1-й четверти 2-го тысячелетия до н. э., но вос-хо-дит, ви-ди-мо, к по-след-ней тре-ти 3-го тысячелетия до н. э.; наи-бо-лее пол-ная вер-сия, при-пи-сы-вае-мая урук-ско-му за-кли-на-те-лю Син-ли-ке-ун-нин-ни, дош-ла в за-пи-сях VII-VI веков до н. э. - по-эма «О всё ви-дав-шем» - од-но из вы-даю-щих-ся по-этических про-из-ве-де-ний древневосточной литературы. Из-ло-же-на в 12 пес-нях-«таб-ли-цах», из них по-след-няя - до-слов-ный пе-ре-вод с шу-мер-ско-го 2-й час-ти пес-ни «Гиль-га-меш, Эн-ки-ду и под-зем-ный мир» и ком-по-зи-ци-он-но с по-эмой не свя-за-на). Что-бы про-ти-во-сто-ять буй-но-му и свое-нрав-но-му вла-ды-ке Гильгамешу, по прось-бе бо-гов и людей бо-ги-ня Ару-ру соз-да-ёт ди-ко-го че-ло-ве-ка Эн-ки-ду. Он жи-вёт в сте-пи и не по-доз-ре-ва-ет о сво-ём пред-на-зна-че-нии. Гильгамеш в сво-их ви-де-ни-ях уз-на-ёт, что ему су-ж-де-но иметь дру-га. Ко-гда в Урук при-хо-дит из-вес-тие, что в сте-пи поя-вил-ся не-кий мо-гу-чий муж, ко-то-рый за-щи-ща-ет жи-вот-ных и ме-ша-ет охо-тить-ся, Гильгамеш по-сы-ла-ет в степь блуд-ни-цу, по-ла-гая, что, ес-ли ей уда-ст-ся со-блаз-нить Эн-ки-ду, зве-ри его по-ки-нут. Так и слу-ча-ет-ся. По-том про-исхо-дит встре-ча и по-еди-нок Гильгамеша и Эн-киду, ни тот ни дру-гой не мо-гут одер-жать по-бе-ды, и это де-ла-ет их друзь-я-ми. Гильгамеш и Эн-ки-ду со-вер-ша-ют вме-сте мно-же-ство под-ви-гов (сра-жа-ют-ся с чу-до-ви-щем Хум-ба-бой, хра-ни-те-лем гор-ных кед-ров, с чу-до-вищ-ным бы-ком, на-слан-ным на Урук бо-ги-ней Иш-тар за от-каз Гильгамеша раз-делить её лю-бовь). По во-ле бо-гов Эн-ки-ду уми-ра-ет (ви-ди-мо, вме-сто Гильгамеша). Тот, по-тря-сён-ный смер-тью дру-га, бе-жит в пус-ты-ню. Он тос-ку-ет о лю-би-мом дру-ге и впер-вые ощу-ща-ет, что и сам он смер-тен. Под-зем-ным пу-тём бо-га солн-ца Ша-ма-ша он про-хо-дит сквозь ок-ру-жаю-щую оби-тае-мый мир гря-ду гор, по-се-ща-ет чу-дес-ный сад и пе-ре-прав-ля-ет-ся че-рез во-ды смер-ти на ост-ров, где оби-та-ет Ут-на-пиш-ти - един-ст-вен-ный че-ло-век, об-рет-ший бес-смер-тие. Гильгамеш хо-чет знать, как тот по-лу-чил бес-смер-тие. Ут-на-пиш-ти рас-ска-зы-ва-ет ис-то-рию Все-мир-но-го по-то-па, оче-вид-цем ко-то-ро-го он был и по-сле ко-то-ро-го по-лу-чил из рук бо-гов веч-ную жизнь, но пре-ду-пре-ж-да-ет, что боль-ше со-вет бо-гов ни-ко-гда не со-бе-рёт-ся. По прось-бе же-ны, по-жа-лев-шей Гильгамеша, Ут-на-пиш-ти от-кры-ва-ет ге-рою тай-ну цвет-ка веч-ной мо-ло-до-сти. С тру-дом Гильгамеш дос-та-ёт цве-ток, но не ус-пе-ва-ет им вос-поль-зо-вать-ся: по-ка он ку-пал-ся, змея ута-щи-ла цве-ток и сра-зу же, сбро-сив ко-жу, по-мо-ло-де-ла. Гильгамеш воз-вра-ща-ет-ся в Урук и на-хо-дит уте-ше-ние, лю-бу-ясь ви-дом со-ору-жён-ной во-круг го-ро-да сте-ны.

ГИЛЬГАМЕШ ГИЛЬГАМЕШ

шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. - аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, значит «предок-герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н. э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлён; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (26 в. до н. э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г. - сын урукского правителя Лугальбанды. и богини Нинсун (возможно, исторический Г. был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. до н. э. Г. стал считаться судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род).
Г.- наиболее популярный герой из числа трёх героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Г.: 1) «Г. и Ага» - сказание о борьбе Г. с Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Г. на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала); 2) «Г. и гора бессмертных» - рассказ о походе Г. во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г.; 3) «Г. и небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной; 4) «Г., Энкиду и подземный мир» - Г. убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в её саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир. Энкиду (в шумерской традиции - слуга Г.) берётся их достать, но, не выполнив магических наказов Г., остаётся там навсегда. Г. удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Г. о мрачной и безнадёжной жизни умерших в подземном царстве; 5) «Г. в подземном мире» (иначе «Смерть Г.») - Г. приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим её придворный штат.
Наибольшей разработкой образа Г. отличается аккадский эпос о Г. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя дошла в записи первой четверти 2-го тыс., но, видимо, восходит к последней трети 3-го тыс. до н. э., наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (дошла в записях 7-6 вв. до н. э.) - поэма "О всё видавшем" - одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы; изложена в двенадцати песнях - «таблицах», из них последняя - дословный перевод с шумерского второй части песни «Г., Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Г., который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжёлые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду - он должен противостоять Г. и победить его. Энкиду живёт в степи и не подозревает о своём предназначении. Г. посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Г. посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Г. с Энкиду, который вступает с Г. в поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар; в поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Г.). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Г. и Энкиду совершают вдвоём множество подвигов: сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Г.). Г., потрясённый смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Г. хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Г. историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Г., говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Г., уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Г. с трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.
Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Внутреннее развитие образов Г. и Энкиду подчинено законам развития эпических образов: уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными. Аккадский эпос о Г. - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл. Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) ещё более подчёркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Г. - «вечной жизни».
Эпос о Г. был популярен не только среди народов Передней Азии. От 2-го тыс. до и. э. из Палестины и Малой Азии дошёл отрывок т. н. периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты её перевода на хеттский и хурритский языки. У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта 3 в. н. э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Г. в виде предания о чудесном рождении героя: царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т. е. шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни. Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Г. (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство. Мотив ребёнка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, 24 в. до н. э.). В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя 9 в. н. э. Теодора бар Коная) Г. уже считается современником Авраама.
По традиции, с Г. связывались изображения героя - борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия - мифологический образ более древний, чем исторический Г. Образ эпического Г. нашёл отражение в аккадском искусстве 24-22 вв. до н. э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. до н. э.).
Лит.: Эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), пер. с аккад. И. М. Дьяконова, М.-Л., 1961 (лит.); Поэзия и проза древнего Востока, М., 1973; Крамер С. Н., История начинается в Шумере, [пер. с англ.], М., 1965; Schott A., Soden W. von (eds). Das Gilgamesch-Epos. Reclam, ; Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1965.
В. К. Афанасьева.


(Источник: «Мифы народов мира».)

VIII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Рельеф на воротах дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
VIII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Оттиск печати.
XXIV в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Лондон.
Британский музей.

Оттиск печати аккадского времени.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.




Синонимы :

Смотреть что такое "ГИЛЬГАМЕШ" в других словарях:

    Гильгамеш … Википедия

    Гильгамеш - Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш полулегендарный правитель I династии города Урук в Шумере (. до н.э.), герой шумерских мифов. Ему приписывается правление в течение 126 лет; отличался мужественностью, огромной … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (27 26 вв. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тыс. до н. э. и большой поэме кон. 3 го нач. 2 го тыс. до н. э. описывается дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, странствования Гильгамеша в … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 героиня (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гильгамеш - (Gilgamesh), легендарный правитель шумерского города государства Урук в Юж. Мессопота мии ок. 1 й половины 3 тыс. до н.э. и герой одноименного эпоса, одного из наиб, известных лит. произведений Др. Востока. Эпос повествует о попытках Г. достичь… … Всемирная история

    Полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (XXVII XXVI в. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тысячелетия до н. э. и большой поэме конца 3 го начала 2 го тысячелетия до н. э. описываются, в частности, странствования Гильгамеша в поисках … Энциклопедический словарь

    ГИЛЬГАМЕШ - шумер. и аккад. мифоэпический герой. Г. аккад. имя, шумер. вариант, по видимому, восходит к форме Биль га мес, что, возможно, означало «предок герой». Исследования, проведенные в последние десятилетия, позволяют считать Г. реальной исторической… … Православная энциклопедия

    Полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Г. В конце 3 го начале 2 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) языке была составлена большая… … Большая советская энциклопедия

    Полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпич. песни о Г. В кон. 3 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) яз. была составлена большая эпич. поэма о Г. В ней… … Советская историческая энциклопедия

    Гильгамеш - шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками определителями) божества встреч. уже в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Царь Гильгамеш , Роберт Силверберг , В очередной том серии "Элита" вошли впервые публикуемые на русском языке романы "Царь Гильгамеш", "Провидец" и рассказы "Перст Господень", "Старик" популярного американского писателя-фантаста… Категория:

[𒂆 ) - энси шумерского города Урука , правил в конце XXVII - начале XXVI веков до н. э. Стал персонажем шумерских сказаний и аккадского эпоса - одного из величайших произведений литературы Древнего Востока.

Имя Гильгамеша упоминается не только в месопотамских текстах, но и в Кумранских рукописях : фрагмент 13 Q450 «Книги исполинов» содержит имя Гильгамеша рядом с отрывком, переводимым как «…все против его души…». Эти же тексты использовались ближневосточными манихейскими сектами. Клавдий Элиан около 200 г. н. э. рассказывает о Гильгамеше (Γίλγαμος) видоизмененную легенду о Саргоне Аккадском : оракул-де предсказал вавилонскому царю смерть от рук собственного внука, тот испугался и сбросил ребёнка с башни, но царевича спас орёл и воспитал садовник. Ассирийский богослов Церкви Востока Феодор Бар Конаи около 600 г. н. э. называет Гильгамеша (Глигмоса) в списке 12 царей, бывших современниками патриархов от Фалека до Авраама .

Напишите отзыв о статье "Гильгамеш"

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова . - М .: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука », 1983. - 534 с. - 25 050 экз.
  • Крамер Самюэль . Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А. В. Милосердовой. - М .: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 384 с. - (Загадки древних цивилизаций). - 7 000 экз. - ISBN 5-9524-0160-0 .
  • Бертман Стивен. Месопотамия: Энциклопедический справочник / Пер. с англ. А. А. Помогайбо; коммент. В. И. Гуляев. - М .: Вече, 2007. - 414 с. - (Библиотека мировой истории). - ISBN 5-9533191-6-4 .
  • Белицкий Мариан. / Пер. с польского. - М .: Вече, 2000. - 432 с. - (Тайны древних цивилизаций). - 10 000 экз. - ISBN 5-7838-0774-5 .
  • . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . - Т. 1.
  • Емельянов В. В. Гильгамеш. Биография легенды. - М .: Молодая гвардия , 2015. - 358 с. - (Малая серия ЖЗЛ). - ISBN 978-5-235-03800-4 .

Ссылки

  • Емельянов В. . ПостНаука. Проверено 14 марта 2015.

Художественная литература

  • Эпос о Гильгамеше - оригинальный эпос
  • Роберт Сильверберг . "Царь Гильгамеш". (У Силверберга, Гильгамеш - сын Лугальбанды .
  • Роман Светлов . "Гильгамеш"
  • Марков Александр - "Апсу"
I династия Урука
Предшественник:
Думузи-рыбак
правитель Урука
XXVII век до н. э.
Преемник:
Урлугаль

Отрывок, характеризующий Гильгамеш

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Х
8 го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n"avoue pas son nom [тот, который не говорит своего имени]. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.

ГИЛЬГАМЕШ ГИЛЬГАМЕШ

шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. - аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, значит «предок-герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н. э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлён; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (26 в. до н. э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г. - сын урукского правителя Лугальбанды. и богини Нинсун (возможно, исторический Г. был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. до н. э. Г. стал считаться судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род).
Г.- наиболее популярный герой из числа трёх героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Г.: 1) «Г. и Ага» - сказание о борьбе Г. с Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Г. на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала); 2) «Г. и гора бессмертных» - рассказ о походе Г. во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г.; 3) «Г. и небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной; 4) «Г., Энкиду и подземный мир» - Г. убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в её саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир. Энкиду (в шумерской традиции - слуга Г.) берётся их достать, но, не выполнив магических наказов Г., остаётся там навсегда. Г. удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Г. о мрачной и безнадёжной жизни умерших в подземном царстве; 5) «Г. в подземном мире» (иначе «Смерть Г.») - Г. приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим её придворный штат.
Наибольшей разработкой образа Г. отличается аккадский эпос о Г. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя дошла в записи первой четверти 2-го тыс., но, видимо, восходит к последней трети 3-го тыс. до н. э., наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (дошла в записях 7-6 вв. до н. э.) - поэма "О всё видавшем" - одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы; изложена в двенадцати песнях - «таблицах», из них последняя - дословный перевод с шумерского второй части песни «Г., Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Г., который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжёлые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду - он должен противостоять Г. и победить его. Энкиду живёт в степи и не подозревает о своём предназначении. Г. посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Г. посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Г. с Энкиду, который вступает с Г. в поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар; в поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Г.). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Г. и Энкиду совершают вдвоём множество подвигов: сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Г.). Г., потрясённый смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Г. хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Г. историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Г., говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Г., уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Г. с трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.
Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Внутреннее развитие образов Г. и Энкиду подчинено законам развития эпических образов: уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными. Аккадский эпос о Г. - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл. Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) ещё более подчёркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Г. - «вечной жизни».
Эпос о Г. был популярен не только среди народов Передней Азии. От 2-го тыс. до и. э. из Палестины и Малой Азии дошёл отрывок т. н. периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты её перевода на хеттский и хурритский языки. У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта 3 в. н. э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Г. в виде предания о чудесном рождении героя: царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т. е. шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни. Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Г. (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство. Мотив ребёнка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, 24 в. до н. э.). В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя 9 в. н. э. Теодора бар Коная) Г. уже считается современником Авраама.
По традиции, с Г. связывались изображения героя - борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия - мифологический образ более древний, чем исторический Г. Образ эпического Г. нашёл отражение в аккадском искусстве 24-22 вв. до н. э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. до н. э.).
Лит.: Эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), пер. с аккад. И. М. Дьяконова, М.-Л., 1961 (лит.); Поэзия и проза древнего Востока, М., 1973; Крамер С. Н., История начинается в Шумере, [пер. с англ.], М., 1965; Schott A., Soden W. von (eds). Das Gilgamesch-Epos. Reclam, ; Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1965.
В. К. Афанасьева.


(Источник: «Мифы народов мира».)

VIII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Рельеф на воротах дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
VIII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Оттиск печати.
XXIV в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Лондон.
Британский музей.

Оттиск печати аккадского времени.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.




Синонимы :
  • ГИЛЛ
  • ГИЛЬТИНЕ

Смотреть что такое "ГИЛЬГАМЕШ" в других словарях:

    Гильгамеш - Гильгамеш … Википедия

    Гильгамеш - Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш полулегендарный правитель I династии города Урук в Шумере (. до н.э.), герой шумерских мифов. Ему приписывается правление в течение 126 лет; отличался мужественностью, огромной … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    ГИЛЬГАМЕШ - полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (27 26 вв. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тыс. до н. э. и большой поэме кон. 3 го нач. 2 го тыс. до н. э. описывается дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, странствования Гильгамеша в … Большой Энциклопедический словарь

    гильгамеш - сущ., кол во синонимов: 1 героиня (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гильгамеш - (Gilgamesh), легендарный правитель шумерского города государства Урук в Юж. Мессопота мии ок. 1 й половины 3 тыс. до н.э. и герой одноименного эпоса, одного из наиб, известных лит. произведений Др. Востока. Эпос повествует о попытках Г. достичь… … Всемирная история

    Гильгамеш - полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (XXVII XXVI в. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тысячелетия до н. э. и большой поэме конца 3 го начала 2 го тысячелетия до н. э. описываются, в частности, странствования Гильгамеша в поисках … Энциклопедический словарь

    ГИЛЬГАМЕШ - шумер. и аккад. мифоэпический герой. Г. аккад. имя, шумер. вариант, по видимому, восходит к форме Биль га мес, что, возможно, означало «предок герой». Исследования, проведенные в последние десятилетия, позволяют считать Г. реальной исторической… … Православная энциклопедия

    Гильгамеш - полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Г. В конце 3 го начале 2 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) языке была составлена большая… … Большая советская энциклопедия

    ГИЛЬГАМЕШ - полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпич. песни о Г. В кон. 3 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) яз. была составлена большая эпич. поэма о Г. В ней… … Советская историческая энциклопедия

    Гильгамеш - шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками определителями) божества встреч. уже в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Царь Гильгамеш , Роберт Силверберг , В очередной том серии "Элита" вошли впервые публикуемые на русском языке романы "Царь Гильгамеш", "Провидец" и рассказы "Перст Господень", "Старик" популярного американского писателя-фантаста… Категория: