План рассказа "сын артиллериста". срочно надо!!! заранее спасибо!!! Сын артиллериста план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему О подвиге героя

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Открытый урок по чтению

в 7 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Подготовила:

учитель русского языка

Осипова Людмила Александровна

Саранск, 2017

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

Задачи:

Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

Развитие связной устной речи учащихся;

Развитие чувства уверенности в себе;

Развитие мышления и воображения;

Развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

Развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать интерес к чтению;

Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

Оздоровительные.

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

I . Орг. Момент.

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)

Кто победил в этой войне?

Что несет с собою война? (война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

II . Коммуникативный этап.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

Послушайте его стихи в исполнении учащихся:

Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».

Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Запишите число и тему урока.

III . Повторение.

Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какова тема этого стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

С какой целью майор ее произносит?

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

Объясните поговорку.

Как звучит эта поговорка?

(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

Что обусловило их встречу? (война)

Как произошла эта встреча? (с. 216)

Зачитайте.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

Какова реакция Леньки на слова майора:

«Жаль до такого счастья

Отцу не пришлось дожить»

Прочитайте поговорку майора (с. 217).

Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

IV. Основная часть.

Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

Словарная работа.

Чтение 2 главы учителем.

Физминутка

V . Закрепление.

Чтение стихотворения «по цепочке».

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

«Шел в скалах тяжелый бой».

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька - самый близкий и дорогой ему человек).

«Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать» (с. 219).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)

И все-таки посылает его.

Как это характеризует Деева?

О чем говорит такой поступок?

(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Прочитайте поговорку (с. 219).

Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?

«Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Скажите, страшно было Леньке? (Да)

Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

Ребята, прочитайте пословицы.

1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

2. За родной край и жизнь отдай.

3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?

Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?

Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

VI . Домашнее задание. Стр. 218-222.

VII . Итог урока.

Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?

Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)

Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?

Стихотворение читает учитель:

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

Звучит песня «День победы».

Награждение участников.

Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.

Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературным терминами баллада,поэма;

учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование:

интерактивная доска;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии;

Скачать:


Предварительный просмотр:

PAGE 8

Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.

Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературным терминами баллада,поэма;

учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование:

интерактивная доска;

слайды;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии;

Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня наш урок пройдет под девизом "С малой удачи начинается большой успех".

II. Актуализация знаний.

Расскажите о Ване Солнцеве. Охарактеризуйте его.

Как мальчик попал к разведчикам?

Расскажите о побеге Вани.

Почему мальчик недоверчиво относился к людям до встречи с разведчиками?

Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

Чем привлекает читателей Ваня?

Почему писатель дал своему герою такие имя и фамилию?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство- это начало жизни, радость, а война -это страх, насилие, ежеминутная, смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому и отправляют Ваню в тыл.

III. Постановка учебной задачи.

1. Прослушивание песни "Священная война".

2. Эпиграф.

Война! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след-

И в книгах, и что на полках.

Н.Старшинов

3. Презентация стенда о ветеранах Великой Отечественной войны РСО-Алании.

Он был бы невозможен без героизма наших людей на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины и проявил чудеса героизма. На классных часах и уроках мы с вами много говорили о вкладе жителей нашей многонациональной республики в победу над фашизмом. На этом стенде вы видите героев- земляков, удостоенных высших военных наград. Думаю, что их жизненный путь и подвиги вызовут ваш интерес, который может быть удовлетворён посредством материалов представленного стенда.

Мы с вами ездили на экскурсию по местам боевой славы,в том числе к мемориалу павшим воинам в с. Майрамадаг, с захороненными в нём недавно обнаруженными поисковиками останками трёх солдат. Наш класс принимает участие в акциях георгиевская ленточка, бессмертный полк, письмо ветерану.Кроме того мы ежегодно поздравляли нашего ветерана Джаваева Георгия, который три месяца назад ушёл из жизни. Светлая ему память.

IV.Открытие нового знания.

1.Сообщение ученика о Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованны в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного кореспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков.

2.Знакомство с литературными терминами.

Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Поэма - стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.

2. Характеристика жанра произведения.

По размеру это произведение стоит ближе к поэме, по исключительности ситуации - к балладе.

3. Прототипы персонажей произведения.

Прототип (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.

В стихотворении отражено событие из истории сражавшегося в Заполярье 104-го пушечного артиллеристского полка. Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).

4 .Совместная декламация произведения учителем и хорошо читающими учашимися. Наиболее глубокие смысловые отрывки баллады читаются педагогом.

5.Словарная работа.

Казарма - особое здание для размещения воинских частей.

Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.

Лейтенант - первое офицерское звание.

Батарея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.

Топографическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.

V. Первичное закрепление.

Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.

I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

III часть. (8 глава). Опасное задание.

IV часть. (9 глава). Задание выполнено.

V часть (10 глава). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Викторина с использованием интерактивной доски.

1. Когда написано произведение и какому событию нашей истории оно посвящено?

(В 1994 году. Великой Отечественной войне.)

2. Когда подружились майор Петров и майор Деев?

(Дружили ещё с гражданской,

Ёщё с двадцатых годов.")

3. Любимая поговорка майора Деева?

("Держись мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!")

4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией?

(5-ый раз её произносит Лёнька, 4 раза - майор Деев.

1) наставление

2) призыв мужаться, отомстить врагам

3) подбодрить, вселить уверенность

4) гордость за приёмного сына)

5. Какой подвиг совершил Лёнька?

(Вызвал огонь на себя.

" Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня".)

6.Какое звание было у Лёньки?

(" К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.")

7.Что значат команды Лёньки 3/10 , 4/10 , 5/10 ?

(Территория разбита на квадраты, каждый из которых имеет свой номер.)

8."Косая сажень в плечах". А сколько это?

(Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)

9. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька?

("По квадрату четыре,

Десять

Било шесть батарей.")

10.Сколько пушек вшести батареях?

(В каждой батарее по 4 пушки, соответственно в 6 батареях -24- пушки.)

11. Кто является прототипом Лёньки и майора Деева?

(Лёнька - Иван Алексеевич Лоскутов, майор деев - Майор Рыклис Ефим Самсонович.)

7. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством анализа пословиц.

Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова?

1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

2) Своя земля и в горести мила.

3) Родина - мать, умей за неё постоять.

4) Друзья познаются в беде.

8.Заключительнаячасть урока.

Нужно помнить и уважать героев и участников Великой Отечественной войны, подаривших нам мирную жизнь.

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста. помните!

Р.Рождественский

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют "вооруженными конфликтами" , террористические акты, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Давайте почтим память павших воинов минутой молчания.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке? Где сможете применить полученные знания?


План – конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (Литературное чтение, Ефросинина Л.А.)

Тема: К. Симонов «Сын артиллериста»

Тип урока : открытие новых знаний

Цели урока:

    знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

    раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

    помочь обучающимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

    воспитывать чувство патриотизма, любови к Родине у молодого поколения.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

    умение извлекать информацию из текста;

    на основе анализа объектов делать выводы;

    умение определять главную мысль произведения.

коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать других;

    умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    умение оформлять свои мысли в устной форме;

    умение работать в паре, группе.

регулятивные УУД:

    умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

личностные УУД:

    умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, музыкальный центр, аудио запись стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста», диск с песнями военных лет.

Ход урока.

(Урок сопровождается презентацией )

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

( Чувство печали, волнения, горечи утрат, тревоги, грусти, а вместе с тем торжественности, гордости ; священный призыв к защите Родины и т. д.)

Ребята, о какой войне поётся в песне и что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Сколько лет прошло с тех пор?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей. Война - боль, горечь, одиночество, смерть. Война - слёзы, переживания, тревога, страх, потери, глубокие и не излечимые раны на душе, Война... Чудовище, несущее ужас и неисчислимые бедствия, жуткий призрак, грозящий гибелью и страданиями многим миллионам людей. Война -это злостная всепожирающая и разрушающая сила, приносящая с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.)

- Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?

(В. Катаев «Сын полка», В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

Скажите, в ваших семьях были участники Вов?

Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

II. Постановка учебной задачи.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. "Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.

III. Формирование нового знания.

1.Сообщение ученика о К. М. Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованы в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного корреспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. Г лавной темой его творчества была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату .(СЛАЙД №7)За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". (СЛАЙД №8,9 )

2 .Слушание стихотворения «Сын артиллериста» в исполнении автора. (аудио запись)

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какой эпизод больше всего запомнился?

Какие строки особенно понравились вам?

Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

"Громом загрохотала

Над Родиною война".

Какой приём использует автор? (Сравнение "Громом загрохотала:) .

I V. Первичное закрепление. Работа с учебником.

1.Деление произведения на смысловые части.

(Одновременно проводится словарная работа)

I часть. Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

Был Ленька, любимый сын.

Без матери, при казарме.

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

- Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в детстве.

Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью майор её произносит?

-Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.

(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.)

II часть. Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

- На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

- Что обусловило их следующую встречу? (Война).

Как произошла эта встреча?

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

("Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл высокий военный, косая сажень в плечах…)

Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

Какова реакция Лёньки на слова майора:

"Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить".

О чём говорит такая реакция?

Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

III часть. Опасное задание.

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его.

Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение

Дайте море огня!-

И наконец самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

IV часть. Задание выполнено.

Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да)

V часть. Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

В атаку пошла пехота -
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.

Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг.

Это многих славный путь…

Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

Физминутка (Хоровое чтение)

Героям Победы - спасибо!!!

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,

Тогда - в сорок пятом!!!

Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!!!

V . Этап воспроизведения новых знаний. Составление синквейна

Заканчивая работу над стихотворением я предлагаю задание по группам: составить синквейн о герое стихотворения К. Симонова

«Сын артиллериста»

Правила составления синквейна.

1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное: кто? что?)

2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие (имя прилагательное: какой? какая? какое? какие?

3.Третья строка-три глагола, показывающих действие понятия что делает?

4.Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5. Пятая строка -одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное: кто? что?)

Лейтенант (Ленька) Петров

Храбрый, смелый, отважный, решительный,

Наблюдает, передает , помогает , вызывает, спасает.

Сражаться за свободу и независимость своей Родины, выполнять свой воинский долг.

Герой

VI .Подведение итога урока. Рефлексия.

Урок подходит к концу. Подводя его итог давайте ответим на три очень важных вопроса:

О ком мы сегодня говорили на уроке?

(О майоре Дееве, Лёньке Петрове, о бойцах советской армии, о людях, совершивших героические подвиги.)

О чём? (О войне, о мужестве, о героизме, о подвигах, о любви к Родине.)

И главный вопрос зачем?

(Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю.)

Каждый из нас должен знать о событиях Великой Отечественной войны, помнить о подвигах совершённых ради Победы, и гордиться тем, что мы с вами живём в стране, у которой есть такие герои.

Люди! Покуда сердца стучатся,

помните,

Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста, помните!

Р. Рождественский.

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!

Ответ оставил Гость

Многим поэтам военного времени была уготована участь стать фронтовыми корреспондентами. «С «Лейкой» и блокнотом» прошел от Халхин-Гола до Германии и Константин Симонов, которому суждено было стать не только прекрасным публицистом, но и поэтом. Литературе в то время придавалось огромное значение, ведь во время войны она являлась неотъемлемой частью пропагандистской машины СССР. Тем не менее, даже в условиях жесткой цензуры Симонову удавалось создавать настоящие шедевры, в которых органично уживались и художественная, и идеологическая составляющие.
Первые месяцы Великой Отечественной войны посеяли в рядах советских солдат настоящую панику. Уже сегодня, когда открывается доступ к архивным документам тех времен, становится ясно, что хваленый боевой дух советских солдат был подорван, и поначалу на полях сражений дезертиров было намного больше, чем убитых. Именно по этой причине Сталиным был издан знаменитый указ о расстреле на месте каждого, кто попытается бежать во время сражения. Ну, а поэты с таким явлением, как дезертирство, боролись при помощи стихов, восхваляя подвиг тех солдат, которые готовы были отдать свою жизнь ради победы.
В 1941 году Константин Симонов опубликовал поэму «Сын артиллериста», которая была создана по правительственному заказу с целью поднятия боевого духа военнослужащих. Тем не менее, в основу произведения легла подлинная история дружбы двух фронтовых офицеров, которые вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою жизнь с армией. У одного из боевых товарищей подрастал сын, который справедливо считал, что у него не один, а целых два отца. Судьба разбросала боевых друзей по разным гарнизонам, и Великую Отечественную войну они встречали за тысячу километров друг от друга. Вскоре один из боевых товарищей погиб, а его другу повезло встретить его сына Леньку, который из сорванца превратился в бравого солдата. И именно его опытный офицер послал на верную смерть, так как жизнью названного сына он мог рисковать, а вот жизнью любого другого солдата – нет.
Задание, которое было поручено Леньке, оказалось довольно сложным, и всю ночь «шагая, как маятник, глаз майор не смыкал». Однако даже у бравого вояки не выдержали нервы, когда его названный сын вызвал огонь на себя. «Никто нас в жизни не может вышибить из седла», - повторял майор свою любимую поговорку, не подозревая, что очень скоро услышит эти же слова от своего подопечного. Ленька выжил, хотя и изменился до неузнаваемости. «Все те же глаза мальчишки, но только… совсем седой», - именно так описал героя своего произведения Константин Симонов. Эту историю ему рассказал один из очевидцев событий, еще раз подтвердив, что даже 18-летние мальчишки могут быть настоящими воинами, способными противостоять врагу даже ценой собственной жизни.

Урок по балладе

К.Симонова "Сын артиллериста"

Разработала: библиотекарь Буталова Татьяна Леонидовна

Цели урока:
    знакомство со стихотворением К. Симонова в целом; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей; помочь обучающимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения.
Оборудование: портрет писателя, запись песни «Священная война», «День Победы», презентация.

Эпиграф:
Что такое война? Это - мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.(СЛАЙД №2)

Ход урока

I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка обучающихся к восприятию текста стихотворения). Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".(СЛАЙД №3,4,5) 1). Беседа. Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.) Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (66 - летию Победы в ВОВ над фашистской Германией). Что вы знаете об этой войне? Кто с кем воевал? Какая это была война для нашего народа? (освободительная) За что воевали? Кто победил в этой войне? Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.). Какие книги, стихотворения о ВОВ, о героях (взрослых и детях) вы читали? Какие награды (ордена, медали) ВОВ вы знаете?
II. Коммуникативный этап. Библиотекарь: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. "Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.(СЛАЙД №6) К. М. Симонов много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.(СЛАЙД №7) За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики. В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". (СЛАЙД №8,9) Чтение отрывка стихотворения "Сын артиллериста".

Вопросы к классу:

    Какое настроение создало стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас? Какой эпизод больше всего запомнился? Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их. Какова тема этого стихотворения?
Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война". (См. с. 5 книга « Константин Симонов «Сын артиллериста» Ижевск, Издательство «Удмуртия», 1978)

"Громом загрохотала

Над Родиною война".

    Какой приём использует автор? (Сравнение "Громом загрохотала:) . Кто главный герой стихотворения? (Лёнька). Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

Был Ленька, любимый сын.

Без матери, при казарме.

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

    Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?
(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник). Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в детстве.
    Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью майор её произносит?

-Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.

(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.)
    На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет). Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча?

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

    Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).
"Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл высокий военный, косая сажень в плечах…
    Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос). Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев). Какова реакция Лёньки на слова майора:

"Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить".

О чём говорит такая реакция?
    Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).
Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

    Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?
(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

    А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его). Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить). Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

    А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно). Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды). Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение

Дайте море огня!-

    И наконец самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

    Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия). Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов). Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).
А страшно ли было Лёньке? (Да)
    Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином. О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг.

Это многих славный путь…

Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).
    Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)
Итог урока. 1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война"). - Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины). Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев? 2. Комментирование и выставление отметок. III. Посткоммуникативный этап. Библиотекарь: Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. : Спасибо. Урок окончен. (Звучит музыка к песне "День Победы").