Занятие по развитию речи на тему овощи. Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание овощей и фруктов». II. «Что где растет»

Программное содержание: учить различать и правильно называть овощи (формировать способность к общению); определять предмет по форме (на ощупь); упражнять в согласовании слов с предлогами (в, на, под); соотносить «вершки» и «корешки». Учить отвечать на вопросы воспитателя. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить составлять заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры и плотно прижимать салфеткой. Вызвать у детей радость от созданного ими изображения. Воспитывать интерес.

Активация словаря: капуста, картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Обогащение: «вершки», «корешки».

Методические приемы: вопросы воспитателя, пояснения, рассказ воспитателя, показ рисунка.

Оборудование: овощи (капуста, картошка, огурец, помидор, морковь), волшебный мешочек, рисунок, клей, кисточки, салфетки, ½ альбомного листа на каждого ребенка, подносы, салфетки для аппликации.

Занятие проводится в группе, дети сидят за столами.

Ход занятия:

Воспитатель показывает натуральные овощи: Я вам буду показывать овощи, а вы постарайтесь их мне назвать.

Воспитатель показывает капусту: Что это за овощ?

Дети: Капуста.

Воспитатель: А какая она? По цвету, форме? На вкус?

Дети отвечают: Что она круглой формы, похожа на мячик, шарик, зеленого цвета.

Воспитатель показывает картошку круглой формы: А это что за овощ?

Дети: Картошка.

Воспитатель: Какой она формы?

Дети: Картошка круглой формы.

Воспитатель показывает огурец: А, это что?

Дети: Огурец, зеленый, длинный, сладкий и вкусный

Воспитатель показывает помидор: А, это что?

Дети: Помидор, круглый и красный.

Воспитатель показывает морковь: А это, что за овощ?

Дети: Морковь, красная или оранжевая, длинная, сладкая и хрустит.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали.

А теперь мы с вами поиграем. Игра «Чудесный мешочек» - я спрятала в мешочек овощи, а вы должны угадать, что это за овощ на ощупь.

По одному ребенку (по желанию) определяют овощ на ощупь.

Воспитатель: Кто из вас, что любит из овощей? Я люблю салат из капусты и жаренную картошку. А вы какие любите овощи, в каком виде?

Ответы детей, по ходу ответов задает уточняющие вопросы.

Воспитатель: А теперь поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

Воспитатель: Где же все эти овощи выросли?

Дети: В огороде, на грядке.

Воспитатель: Капуста, картошка, морковь, огурец, помидор – как можно одним словом их назвать?

Дети: Овощи.

Воспитатель показывает картинку: морковка от того такая красная, что ее солнышко любит, и растет она острым концом вверх. А капуста выросла такая большая, потому что на дереве растет, как яблоки. А картошка растет на кустике, как помидоры.

Ребята, как вы думаете, правильно нарисовал художник?

Дети: нет.

Воспитатель выслушивает возражения детей: вы лучше знаете что и где растет?

Дети на картинке объясняют, что не так изображено используя слова где? Рядом с…? На…?

Воспитатель: А теперь мы с вами сделаем необычную аппликацию. Не из цветной бумаги, а из обычных бумажных салфеток зеленого цвета. Что вы видите у себя на столе?

Дети: Подносы, на них лежит зеленая салфетка, кисточки, клей, салфетки для промакивания, альбомные листы.

Воспитатель: Мы с вами будем делать аппликацию – капусту. Сейчас возьмем зеленую салфетку и будем рвать ее на куски средней величины, возьмем кисточку опустим ее в клей и намажем один кусочек клеем, затем приклеим на лист бумаги. С остальными кусочками салфетки мы сделаем то же самое, клеим таким образом, чтобы получилась капуста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Алексеевский детский сад №6 «Пчелка»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

ОО Познавательное развитие (ФЦКМ) в средней группе на тему

«Овощи»

Воспитатель: Маркачева Н.В

пгт Алексеевское

2016

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Овощи»

Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и местом их выращивания.

Программные задачи:

Образовательные : Учить описывать овощи. отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные; Учить употреблять обобщающее слово «овощи».

Развивающие: Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать внимание, выдержку.

Воспитательные : В оспитывать интерес к занятию , стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Словарная работа: помидор (томат), перец, огурец, тыква, картофель, морковь, свекла, грядка, огород.

Предварительная работа: Беседы о овощах, просмотр видео ролика «Овощи» рассматривание картинок овощей и где они растут; дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Материалы и оборудование: картинка с изображением силуэтов овощей, накладывающихся друг на друга; картинки с изображением овощей корзина, муляжи овощей.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети, мы сегодня пойдем в гости к Кукле Маше. Но прежде, мы зайдем в магазин, где купим небольшой гостинец.

2.Основная часть

Дети приходят в "магазин", где на витрине лежат овощи (морковь, капуста, лук, картофель, свекла) .

В: Дети, посмотрите, что это лежит на витрине?
Д: (Морковь, капуста, лук, картофель) .
В: Правильно. А как можно назвать одним словом?

Д: Овощи.
В: Я вам загадаю сейчас загадки, а вы отгадайте их, и положите в корзинку тот овощ, про который будет звучать загадка.

В: - Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Что это за овощ?
Д: Лук.

В: -Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Какой овощ положим в корзинку?
Д: Морковь

В: Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … "

Д: Капуста.

Дети отвечают и кладут овощи в корзинку.
В:- Правильно, молодцы! Посмотрите, у нас на витрине осталось еще 2 овоща, что это?

Д: Картофель, томат.

В: Ребята, а где растут овощи?

Д: На грядках..

В: В саду или огороде?
Д: В огороде.

В: - Вот какие мы с вами молодцы!

Ребята, а что мы положили в корзинку? (овощи). Теперь когда все овощи в корзинке, мы с вами пойдем в гости к Кукле Маше.

3.Физкультминутка:

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге. )
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (
Подскоки на левой ноге. )
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (
Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (
Прыжки на месте на обеих ногах .)
Стоп. Немного отдохнем.
И опять вперед пойдем. (
Ходьба на месте .)

Доходят до домика .

3. В гости к кукле Маше.


В: -Вот мы и пришли. Здравствуй, Маша! Дети, поздороваемся с Куклой.

(Дети здороваются) .

В: -Маша, а мы пришли к тебе с гостинцами, с большой корзиной овощей.

Поставить корзинку перед Машей, дети садятся на стульчики.

В: Ребята, а давайте расскажем Маше, где растут овощи и что из них можно приготовить. Гриша, где растут овощи?

Д: в огороде. Ответы детей.

В : А что можно приготовить из овощей, Нася?

Д: Ответы детей (суп, салат)

В: Ребята, а что сначала нужно сделать с овощами?
Д: Помыть . почистить
В: Правильно. А потом? Порезать. нашинковать.

Ребята, что мы с вами положим в суп?

Д: Картофель, лук, морковь.

В: Я предлагаю вам побыть исследователями.

У меня в корзине лежат настоящие овощи. Вы сначала потрогаете, исследуете какой овощ твердый или мягкий, в кожуре или без, круглый или овальный и какого он цвета.

Вопросы:

Помидор круглый или треугольный?

Какого цвета бывают помидоры? (Красные, розовые, желтые, зеленые.)

Помидор мягкий или твердый?

Помидор сладкий или кислый?

Где растет помидор?

Дети по схеме воспитателя описывают овощи.

4. Итог:

В : Ребята, о чем вы узнали на занятии?А вы хотели бы еще раз поиграть в исследователи?

Предложите дома с мамой поиграть в эту игру.


для детей старшей логопедической группы

Цель:

  • Систематизировать и активизировать словарь детей по теме «Овощи». Развивать грамматические навыки, навыки словоизменения, словообразования.
  • Развивать умение составлять рассказ-описание по предложенной схеме.
  • Формировать положительную мотивацию на занятии.
  • Воспитывать контроль за собственной речью.

Ход:

1. Огр. момент: загадка

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (улыбка)

Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

2. К нам в гости пришел Сеньор Помидор. Послушайте мою загадку:

По таинственным законам непонятным до сих пор

Огурец растет зеленым, рядом красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля черным-черна, а земля для всех одна.

Как назвать все эти предметы одним словом? (овощи)

Помидор: Правильно, все это овощи, все они разного цвета, растут в огороде на грядке.

3. Проводится игра «Большой-маленький»

Сеньор Помидор говорит, что овощной стране появилось много ребятишек.

Помидор – помидорчик, огурец – огурчик, перец – перчик, свекла – свеколка, лук – лучок, чеснок – чесночек, морковь – морковка, и т.д.

4. Пальчиковая гимнастика:

Помидор: Ребята, а что растет на вашей грядке? (показ картины «в огороде»).

Что растет на нашей грядке? Чередование хлопков ладонь-кулак

Огурец, горошек сладкий, загибаем по одному пальчику

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат.

Наша грядка просто клад! Чередование хлопков ладонь-кулак.

5. Ребята, Сеньор помидор и другие овощи любят играть в прятки. Но прятки не простые. (предлагаю детям схему описания овощей). Нужно составить по этой схеме описание-загадку не называя овощ. Первую загадку-описание составляет Сеньор-Помидор. Далее дети выбирают предметную картинку, составляют сами описание-загадку с небольшой помощью воспитателя.)

6. Физминутка «В огород»

А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.

В огород мы пойдем, урожай соберем. Дети идут по кругу друг за другом.

Мы морковку натаскаем, и картошку накопаем. Имитация действий.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

7. Помидор: Как много овощей вы собрали. А вы знаете, что можно приготовить из овощей?

(выставляю картинки: стакан, тарелка, салатница)

Сок из моркови, тыквы, помидоров…

Пюре из картофеля, моркови…

Салат из свеклы, капусты, моркови…

8. Итог. Обобщение.

Помидор: Молодцы, ребята. Вижу, что вы много знаете об овощах.

Овощи – основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. В овощах много витаминов и других полезных веществ. Некоторые овощи (лук, чеснок, редька) обладают целебными свойствами. Ешьте, пейте витамины – будете здоровыми. До свидания.

Ольга Андреева
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Составление описания по лексической теме «Овощи»

Составление описания

по лексической теме «Овощи »

Образовательные задачи :

Учить описывать овощи , правильно их называть;

Уточнить представление об овощах ; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи .

Продолжать учить рисовать овальные и круглые формы, передавая характерные особенности овощей .

Развивающие задачи :

Развивать внимание , память;

Развивать познавательную активность.

Воспитательные задачи :

Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа :

Разучивание стихов об овощах ;

Дидактические игры на тему «Овощи » ;

Просмотр слайдовой презентации «Дары осени» ;

Продуктивная деятельность «Овощи на блюде » - рисование.

Материал : блюдо с овощами (муляжи) или картинки : морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа, разные фрукты.

Для рисования : краски, альбомный лист.

Познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое развитие .

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская.

Заходит Осень в руках у неё блюдо. Дети здороваются с Осенью. Предлагают Осени сесть и посмотреть,чем они будут заниматься.

Дети рассматривают блюдо с овощами , затем дают их описания . Я задаю наводящии вопросы.

Дети. Огурец.

Какого он цвета?

Дети. Зеленого. Какой он по форме?

Дети. Продолговатый. Какой еще огурец?

Дети. Сочный. Да, огурец зеленый, продолговатый, сочный.

Дети рассматривают помидор, морковь, лук свеклу и рассказывают

примерно так : «Капуста - белая, твердая, мягкая и хрупкая. Лук -круглый,

горький, коричневый. Морковь – свежая, оранжевая, сочная, сладкая, твердая, когда сварят – мягкая. Помидор – красный, круглый, сочный, мягкий, свежий, соленый» и т. п.

Каким одним словом можно назвать то, что лежит у нас на блюде?

Дети. Овощи .

Игра «Чудесный мешочек» Давайте поиграем в «Чудесный мешочек» . Тот, кого я вызову, достанет один из овощей и расскажет , какой он, но называть его не будет. А вы должны догадаться, что это. Например, если вам сказать : зеленый, продолговатый, сочный, вкусный, то вы догадаетесь, что это. огурец.

Об овощах рассказывают четверо-пятеро детей. Оцениваю детские ответы. Продолжаю беседу-разговор об овощах .

Для чего нужны овощи ? Что из них можно приготовить?

Дети. Винегрет, борщ, щи, салат, рассольник, окрошку.

Воспитатель. Где растут овощи ?

Д е т и. На огороде.

Игра «Что растет на огороде»

Воспитатель. Я буду вам показывать картинки (муляжи, и если на них будет то, что растет на огороде, вы скажете слово «нужно» . Если же на картинке будет то, что не растет на огороде, вы скажете «не нужно» . Итак, начинаем.

По одной вынимаю картинки, спрашиваю : «Морковь нужна? Капуста нужна? Вишня нужна?". Заканчивая игру, дети еще раз перечисляют все овощи .

Физкультминутка.

Огород весной копаю,

Раз-два, раз -два. (копают огород) .

В землю зёрнышки бросаю,

Раз-два,раз-два. (наклоняются и бросают зёрнышки правой,а затем левой рукой) .

Посажу ещё рассаду (наклонившись,двумя руками сажают рассаду) .

И полью, и полью. (поливают из лейки) .

Сорняки потом на грядках

Прополю,прополю. (присев,выдёргивают сорняки правой и левой руками) .

Рисование на тему «Овощи на блюде » .

Предлагаю нарисовать для Осени овощи и подарить ей . Напоминаю приёмы рисования. Осень благодарит всех детей и уходит.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольника в подготовительной группе по развитию связной речи

Тема «Овощи»

Период обучения I.

Цель:

  • актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Овощи».

Задачи:

  • повторение полученных знаний (что где растет- на земле, под землей…)
  • активизировать словарь существительных по теме «Овощи»
  • закрепить словообразование относительных прилагательных
  • закрепление употребление предлогов (с, на, из-под, в — из)
  • закрепить навык составления рассказа по схеме

Оборудование :

  • предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей, тарелка, корзина, схема для составления рассказа.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

I. Послушай внимательно стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Какие овощи упоминались в стихотворении? (капуста, морковка горох и т.д)

Какой овощ любишь ты? Опиши его.

II. «Что где растет».

Перед тобой картинки с изображением овощей. Нужно распределить, что растет на земле, что под землей, а что на кустике.

  • На кустике растет — огурец, помидор, перец, баклажан.
  • На земле- кабачок, тыква, капуста
  • Под землей — картошка, лук чеснок, редис репа, свекла.

Как люди будут собирать овощи? Что растет на земле будут (срезать)

Что на кустике (срывать). А что под землей (выкапывать).

III. Физкультминутка «Удивляемся природе».

Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивания-руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот).
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания).
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания – руки в стороны).
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного.
(Потягивания – руки вперёд).
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки.

IV. «Чего ни стало».

Перед тобой овощи, внимательно запоминайте их. Закройте глазки. Логопед убирает один из них. Открывай глазки смотри, какого овоща ни стало?

V. «Где что находится».

Положи капусту в корзинку, огурец в тарелку, а тыкву под стул.

Куда ты положил капусту? Скажи полным ответом, (капусту я положил в корзину).

А куда ты положил огурец? (огурец я положил в тарелку)

Куда положил тыкву? (тыкву положил под стул)

Сейчас бери овощ и говори, откуда ты его возьмешь.

Капусту я возьму из корзинки. Огурец с возьму с тарелки, тыкву я возьму из-под стула.

VI. «Рассказ про овощ».

Составь рассказ про любимый овощ по схеме.

1) Что это?

2) Где растет?

3) Какого цвета?

4) Какой формы

5) Какой на вкус?

6) Что можно приготовить?

Итог : Спасибо тебе за занятие! Мне понравилось как ты сегодня занимался.

Останкова Е.А.,
учитель-логопед