Агитка для хвоста: стикеры, вирусные ролики и 770 миллионов рублей на повышение явки

Президентская гонка 2018 удивляет не программами кандидатов, дебатами или интригой, а тем, как власти пытаются привлечь людей на выборы. В ход идут всевозможные методы, начиная с классических – расклеивания плакатов во дворах и подъездах, и заканчивая рекламой в пабликах и стикерами с призывами «повзрослеть» во «ВКонтакте».

Бюджет выборов 2018

Бюджет, выделенный на выборы 2018, составляет рекордные 17,6 млрд рублей. ЦИК объяснил такую сумму увеличением времени работы участковых комиссий на 30 дней. В 2012 кампания стоила 10,37 млрд, а в 2008 – 4,93 млрд. Из 17 млрд 70 – 80 % уйдет на зарплаты сотрудников избирательных комиссий. 22% или 770 млн (284 млн в 2012-м) – на «информационную работу» или проще – агитацию.

В эту категорию входят все средства, которые используют для призыва приходить на выборы.

Хочешь по-взрослому?

24 февраля «ВКонтакте» в паблике «Только для взрослых» появился стикер-пак «Election Girl», призывающий «взрослеть» и идти голосовать.  Стикерпак раздавался бесплатно всем совершеннолетним, вступившим в сообщество. Художница Валерия Фортуна обвинила сообщество в плагиате своих стикеров «Pin-up Girl».

Источник: Валерия Фортуна

«ВКонтакте» решила заблокировать набор до прояснения ситуации, объяснив это тем, что главред журнала Maxim, редакция которого ведет паблик «Только для взрослых», путается «в комментариях средствам массовой информации в том, кто создал набор». Представители журнала сначала отрицали причастность к стикерпаку и утверждали, что его создала «ВКонтакте», а затем, что стикеры заказали художнику Валентину Позднякову.

В сообществе «Только для взрослых» состоят 423 тысячи человек. Каждое выложенное фото содержит подпись «ВЫБОРЫ 18.03.2018+». Основная масса записей содержит информацию о выборах, их историю, вирусные видео (опять про выборы!) или мемы.

«ВКонтакте» также размещает под видом рекламы сообществ призывы участвовать в голосовании. На деле же в таких группах состоит небольшое количество участников и, в случае паблика «Главные новости», 5 постов, 3 из которых опубликовали в один день с разницей в 3 минуты.

Скриншот ролика «Гей на передержке»

Геи на передержке

В интернете стали появляться вирусные ролики с призывами

Скриншот ролика «Гей на передержке»

идти на выборы. В одном из них россиян пугают «геями на передержке», увеличением призывного возраста до 60 лет и ограниченным количеством походов в туалет по указу президента.

«Девушка круто обломала парня. 18+» несет похожий посыл. Молодого человека «обламывают», поскольку он не голосовал на выборах. «Да какой же ты взрослый», – говорит девушка в видео.

В другом ролике беременная женщина просит водителя такси ехать быстрее, но вместо роддома едет на избирательный участок, успевая за минуту до конца голосования опустить бюллетень в урну.

Скриншот клипа «Ой приходи на выборы»

Клип «Ой приходи на выборы» опубликовала на YouTube Новоуральская вещательная компания. В ролике участники хора «Россия», кадеты и рэперы призывают идти на выборы. «Один голос, лишь один непобедим, стоит лишь решить, кто у России будет командир. Каким будет мир, кто будет нам отец…», – читает рэпер на улице Новоуральска.

Все эти видео имеют общие черты. Авторы роликов неизвестны, компании, привлекаемые ЦИКом для агитации, причастность отрицают или утверждают, что это их личная инициатива.

Meduza предполагает, что администрация президента может иметь отношение к производству видео. Неназваный источник сообщил им, что группа политтехнологов, допущенных в АП, может предложить начальнику управления внутренней политики Александру Харичеву идею какого-нибудь проекта. На «небольшие проектики» возможно получить бюджет.

Здравый смысл или длань Навального?

Официальная явка на президентских выборах 2012 года составила 65,34%, в 2008 – 69,81%, 2004 – 64,38%, 68,7% было в 2000 году, а в 1996 – 69,6%. Опрос «Левада-центра» показал, что на выборах 2018 ожидается рекордно низкая явка – 58%. Количество избирателей падает год от года, и увеличение средств на «информационную работу» рублей закономерно.

Однозначно утверждать сложно, связана ли такая активная агитация в «молодежном» формате с протестами, на которых ярко заявили о себе школьники и студенты, и «Забастовкой избирателей» Алексея Навального. Налицо единая идея: «Голосовать – взрослый поступок», направленная на молодежный электорат, распространение вирусных видео и стикеров фейковыми пабликами и сообществами вроде «Только для взрослых». «Зарядкой» для президентских выборов в сложившейся ситуации могут послужить только плохо смонтированные ролики, мемы и стикеры в «ВКонтакте».