«ТрансФин М» в деле Зотова: потерпевшие или вымогатели?

Управлением собственной безопасности ФСБ России задержаны ряд лиц, промысел которых (в составе организованной группы) состоял в организации незаконного уголовного преследования бизнесменов с последующим вымогательством «за решение вопросов». 

Событие, к сожалению, рядовое, и вряд ли привлекло внимание, если бы одним из объектов раскрытого сотрудниками ФСБ преступления не оказался Дмитрий Зотов, бывший генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин М», недавно заключенный под стражу в СИЗО №7 вопреки всем нормам права.

Коротко напомним фабулу дела. Как пишет газета «Коммерсант», уголовное дело, по которому проходит в качестве обвиняемого Дмитрий Зотов, было возбуждено в августе 2019 года на основании материалов проверки, проведенной новым собственником «Трансфин-М», бывшим советником главы РЖД Алексеем Тайчером. Речь шла о сделке по продаже одной тысячи вагонов компании ООО «Инвест Актив» (для чего покупателем были привлечены кредитные средства) по цене, которая новому собственнику ПАО «Трансфин М» показалось заниженной. Также господину Зотову, по данным «Коммерсанта», были выдвинуты претензии в виде нарушений в оформлении документации по сделки, в силу чего ее аннулирование было практически невозможно. По этим основаниям управление на транспорте МВД РФ по ЦФО предъявило господину Зотову обвинение в совершении мошенничества в особо крупном размере по ставшей уже традиционной для бизнесменов «резиновой» статье 159 УК РФ (часть 4), а «Трансфин М» была признана потерпевшей по данному уголовному делу. Хотя к этому моменту Дмитрий Зотов находился за рубежом, следствие, однако, вменило «обвиняемому по тяжкой статье» самую мягкую меру пресечения — подписку о невыезде. Одновременно на Зотова, его бывших коллег по работе, семью разного рода посредниками стало оказываться активное давление на предмет «помощи в решении вопросов с «Трансфин М». Поскольку Зотов и его близкие не захотели «договориться по-хорошему», начался следующий этап.

31 декабря 2019 года, следствие внесло в Хорошевский суд представление об аресте вагонного парка, купленного «ИнвестАктив» у «Трансфин М». В отсутствие прокурора и даже «представителя потерпевшего» «в ночь перед рождеством» Хорошевский суд удовлетворил требование следствия. 1000 вагонов были арестованы по самому жесткому сценарию – в несоразмерном предъявляемому ущербу объеме и без права эксплуатации. Естественно, апелляционная инстанция отменила решение районного суда и отправила дело на новое рассмотрение. Следствие не стало дожидаться закономерного финала, и само отменило свое же ходатайство об аресте парка. Однако «ИнвестАктиву» в результате был причинен ущерб не только в виде недополученных доходов, но в виде расходов на оплату штрафов за простой вагонов. Этот эпизод сопровождался второй волной давления на Зотова с теми же самыми «предложениями» об урегулировании вопросов с новыми акционерами «Трансфин М». Но и тут Зотов никак не отреагировал.

Тогда в мае 2020 года следствие, быстро объявив Зотова сначала в федеральный, а затем в международный розыск, вышло в суд с ходатайством о его заочном аресте. Хорошевский суд и Прокуратура не поддержали следствие и в заочном аресте отказали. Опираясь на решение суда Зотов после снятия жестких карантинных ограничений COVID-19, вернулся на Родину. Родина встретила его наручниками и решением того же Хорошевского суда о взятии под стражу. И это несмотря на возражения прокуратуры! В день этого решения маски, наконец, были сброшены – «представитель потерпевшего» прямо в зале суда, в нарушение всех процессуальных норм, в присутствии приставов прямо спросил сидящего в «бизнес – клетке» Зотова – не хочет ли он в конце концов решить вопросы с акционерами «Трансфин М»?

А вот финальную часть этой занимательной пьесы исполнили уже не «потерпевшие», а профессионалы из УСБ ФСБ. После длительной оперативной работы 18 июня были арестованы, а 19 июня решением суда заключены под стражу четверо граждан Российской Федерации. По данным телеграмм канала «ВЧК ОГПУ» это некие Дунаев, Москвин, Доморощин и Фокин. Дело у «граждан» было поставлено настолько широко, что группа лиц, куда входили упомянутые фигуранты, имея обширные связи в следственных органах МВД, прокуратуре, аппаратах ряда арбитражных и уголовных судов, могли даже осуществлять контроль за принимаемыми этими органами решения. Все арестованные и их связи находились в тесном контакте с «представителями потерпевшего» «Трансфин М». Этими, пока неизвестными широкой публики людьми, дело, очевидно, не ограничится. Газета «Коммерсант», в частности, упоминала бывшего партнера Зотова Николая Фалина, но не исключено, что мы услышим много и более громких фамилий. 

Теперь понятно, почему «Трансфин М» не стала обращаться в арбитражный суд за расторжением якобы «невыгодной» сделки с «ИнвестАктив», что было бы достаточно легко, если действительно в сделке были какие-то пороки. Если бы суд подержал покупателя – развалилось бы уголовное дело против Зотова, а если бы поддержал «Трансфин М» — ей пришлось бы вернуть покупателю «живые» 2,3 млрд. руб., получить назад вагоны, и уголовное дело тоже бы прекратилось. Ни то, ни другое в планы «потерпевших», очевидно, не входило.

И в заключении пара слов о «потерпевших». Их главным представителем (и исполнителем) является полковник милиции Олег Борисов, который долгое время был «правой рукой» небезызвестного главы ГУБЭПиК Сугробова (Борисов возглавлял самое «хлебное» управление «Ф», финансы и банки). Борисову тогда чудом удалось «перейти» из министерства не в исправительную колонию вместе с коллегами, а в академию МВД (хотя его сотоварищи получили от 3,5 до 12 лет строго режима), после чего он возглавил службу безопасности ПАО «ТрансФин М». Вся описанная выше в истории с Зотовым методика работы была им «успешно» отработана в ГУБЭПиК тех времен. И зубы тогда эта их «методика» как раз сломала на одном из руководителей УСБ ФСБ, которого решили спровоцировать на банальную взятку. На этом карьера значительной части организованной милицейской группы «борцов за чистоту финансов» закончилась в СИЗО, но не у всех.

Алексей Тайчер, который сегодня содержит бывшего полковника Борисова, известный и уважаемый в транспортной отрасли России человек. Пусть даже из-за противодействия ФАС не удался (пока) его план по консолидации российского вагонного парка в своих частных руках, сам по себе «Трансфин М» несмотря на кризис в вагонной отрасли и огромный долг остается заметным участником логистического рынка. Зачем уважаемой публичной компании «ТрансФин М» (которую Зотов, кстати, оставил новым акционерам с вдвое меньшими долгами и с миллиардами чистой прибыли) такие грязные методы работы и неадекватные исполнители с багажом, который российский уголовный суд оценил по совокупности более чем в 50 лет строго режима? Помимо российского паспорта, Алексей Тайчер, по слухам, является счастливым обладателем также британского и израильского паспортов, а эти юрисдикции, как известно, предпочитают решать бизнес-споры в публичных гражданских процессах, а не под прикрытием тайны следствия и за глухими стенами СИЗО №7, где сейчас полностью отрезанный от семьи и пятерых детей ожидает своей судьбы Дмитрий Зотов.