Доклад: Михаил Александрович Бакунин. Михаил александрович бакунин жизнь и философские воззрения выполнил Презентация на тему бакунин михаил александрович

Биография Михаил Александрович Бакунин (18 мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества. родился и воспитывался в имении Прямухино Тверской губернии в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей. Его отец, одно время примыкавший к декабристам, пытался освободить своих крестьян. Детей воспитывал в европейском духе. Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, нравы которого являли собой прямую противоположность «прямухинской гармониии» . «… Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, - потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась» . Через три года, в январе 1833 года он был Акварельный автопортрет произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако Михаила Бакунина. 1830 -е в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника годы. училища - Сухозанета, он был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

Участие в московском философском кружке Станкевича Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности. С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским… В 1839 -40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым. Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля. Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно» . Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени» . Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании Бакунина. Разве что «скверность характера» связывает молодого Мишеля, «примиряющегося с действительностью» , с будущим теоретиком и деятелем «социальной ликвидации» .

Жизнь за границей и революционная деятельность За границей Бакунин изучал философию в Берлинском университете, где преподавал Шеллинг. Бакунина увлекла мечта о героических свершениях, освобождении личности от власти государства и церкви, от экономического рабства. За участие в революционных восстаниях 1848– 1849 годов его дважды приговорили к смертной казни суды Саксонии и Австрии. Выданный русскому правительству, после длительного заключения был сослан в Сибирь, откуда в 1861 году бежал через Японию и Америку в Англию. Стал работать в I Интернационале. Выступал против подчинения личности коллективу и создания социалистического государства, в чём идейно разошёлся с Марксом и Энгельсом. Принял участие в Лионском восстании (1870) и выступлениях итальянских анархистов (1874). В России его идеи оказали воздействие на движение революционеров-террористов, народников, коммунистов, анархистов. Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. Могила Бакунина в Берне

Философия, идеи Всё зло, считал он, проистекает из несвободы человека - духовной и материальной. Механизм подавления личности государство. Надо его уничтожить. Уже в первой своей заграничной статье „Реакция в Германии“ (под псевдонимом Жюль Элизар) он провозгласил: „Радость разрушения есть творческая радость“. Но он предполагал разрушение для последующего творчества, уничтожения отжившего, угнетающего человека. Под влиянием идей Фихте он написал: „Цель жизни - Бог, но не тот бог, которому молятся в церквах, но тот, который живёт в человечестве, который возвышается с возвышением человечества“. „Личность Бога, бессмертие и достоинство человека могут быть поняты только практически, только путём свободного дела“, которое „утверждает Бога внутри самого себя“. Из частного письма: „Я чувствую в себе Бога, я ощущаю рай в душе“. А через несколько лет активной, опасной и благородной практической деятельности он же утверждает: „Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб“. „Я ищу Бога в людях, в их свободе, а теперь я ищу Бога в революции“ (то есть, бунте, разрушении существующего порядка). „Всякий, кто хочет поклониться Богу, должен отказаться от свободы и достоинства человека“. „Бог - это абсолютная абстракция, собственный продукт человеческой мысли“.

Мысли высказанные относительно религии Бакунин учил самым честным способом - своей жизнью, делом, а не только словом. Недаром Христос учил узнавать лжепророков „по делам их“. Ведь большинство мыслителей ограничиваются поучениями и призывами. Бакунин выразился резко: „Долой все религиозные и философские теории! Истина не теория, но дело, сама жизнь… Познать истину не значит только мыслить, но жить, и жизнь есть больше, чем мышление… жизнь есть чудотворное осуществление идеи“. Его противоречивые суждения о Боге обретают цельность в духе пантеизма: „Природа - это всемогущество, по отношению к которому не может быть никакой независимости или автономии, это высшее сущее, которое охватывает и пронизывает своим непреодолимым действием бытие всех сущих, и среди живых существ нет ни одного, которое бы не несло в себе, конечно, в более или менее развитом состоянии, чувство или ощущение этого высшего влияния и этой абсолютной зависимости. Так вот, это ощущение и это чувство и составляют основу всякой религии“. Значит, человек обречён на вечное рабство у Природы, с её непреложными законами, не подлежащими обжалованию? Бакунин возражал: „Подчиняясь законам природы, человек ни в коей мере раб, так как он подчиняется только тем законам, которые присущи его собственной природе“

Взгляды Бакунина на государственную власть Система подавления личности возникла в результате стремления части общества к господству, сопряжённому с материальным благоденствием. Они-то и делают из государства орудие подавления большинства. Противодействовать этому можно только бунтом. „Три элемента или, если угодно, три основных принципа составляют существенно условия всякого человеческого, как индивидуального, так и коллективного проявления в истории: 1) человеческая животность, 2) мысль, 3) бунт. Первой соответствует собственно социальная и частная экономика; второй - знание; третьему - свобода“. Развитие интеллекта и взаимное общение определили создание человечества и второй, изменённой природы. Инстинкт взаимосвязи превратился в сознание, а оно породило понятие справедливости. Возник труд, побеждающий и покоряющий мир. Организуя общество, „основанное на разуме, справедливости и праве, человек создаёт свою свободу!“ Так рассуждал Бакунин. Установление диктатуры пролетариата Бакунин считал возвращением после революции новой жёсткой государственной системы. Поначалу она может быть народной, но со временем бывшие рабочие „лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной… Мнимое народное государство будет не что иное, как весьма деспотичное управление народных масс новою и весьма немногочисленною аристократиею…“ Предвидение Бакунина было пророческим. Его идеи отражали некие особенности духовной и материальной жизни общества и человеческой личности. Любое государство, как утверждал он, „есть зло, но зло, исторически необходимое“. Только вот не оправдалась вера Бакунина в непрерывную поступь прогресса, который есть „длительный и постепенный переход от рабства к свободе, к величию, к совершенству, к действительной свободе, - вот в чём весь смысл истории“. Но может быть в истории человечества, как в судьбе каждого из нас, есть изрядная доля бессмыслицы? И не столько разумом живут люди, сколько неразумием? Или при любых условиях, даже наилучших, неизбежно проявится мятежная сущность человека? Максимилиан Волошин писал: В начале был мятеж, Мятеж был против Бога, И Бог был мятежом. И всё, что есть, началось чрез мятеж.

Взгляды Бакунина на науку Казалось бы, логично завершить, упомянув о научном социализме, позволяющем обустроить общество наилучшим образом. И тогда человеку останется, как иронизировал Достоевский, только есть, пить, да заботиться о продолжении всемирной истории. Бакунин возражал против идеи Маркса о завершении человеческой истории: „Горе было бы человечеству, если бы когда-нибудь мысль сделалась источником и единственным руководителем жизни, если бы наука и учение стали во главе общественного управления. Жизнь иссякла бы, а человеческое общество обратилось бы в бессловесное и рабское стадо. Управление жизни наукою не могло бы иметь другого результата, кроме оглупления всего человечества“. При этом Бакунин не был противником науки, расширения горизонтов познания. Напротив, это он считал подлинным предназначением разумного существа. „Если человек не хочет отказаться от своей человечности, он должен знать. Он должен пронизывать своей мыслью весь видимый мир…“ Но почему бы не организовать жизнь общества на научных основах, если „знание - сила“? (Бакунин приводил этот афоризм Ф. Бэкона.) Только потому, что диктат науки засушит и погубит живую жизнь, в которой должно оставаться место таким „ненаучным“ категориям как вера, надежда, любовь, свобода, красота, добро. „То, что я проповедую, - пояснял Бакунин, - есть, следовательно, до известной степени бунт жизни против науки или, скорее, против правления науки. Не разрушение науки - это было бы преступлением против человечества, - но водворение науки на её настоящее место“.

Литературное наследие Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838) О философии (1840) Реакция в Германии (1842) Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871) Государственность и анархия (1873) Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена) Бог и государство (не закончена) Исповедь (написана в заключении) и др. Сочинения М. А. Бакунин. Революционный катехизис «Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине Петропавловской крепости) в либертарной библиотеке Сочинения Бакунина на сайте Lib. ru: Классика М. А. Бакунин. Письмо интернационалам Болоньи М. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом

Используемая литература 1. Наталья Михайловна Пирумова “Бакунин” 2. Рудольф Константинович Баландин “Русские мыслители” 3. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Бакунин, _Михаил_Александрович

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский революционер, один из видных представителей революционного народничества и анархизма. Искренняя и страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к ниму симпатии многих революционно и демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом иллюзорное видение конкретных путей социального освобождения способствовало превращению его в идейного противника научного социализма.

Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое начальное образование и воспитание. Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдеет экзамены и поступает в Питербургское военное училище. Завершив учебу Бакунин довольно скоро почуствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год уходит в отставку.

Последующие годы Бакунин посвятил филосовскому самообразованию и провел большей частью в Москве.

Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался своеобразный интерес к освоению истории.

Формитрование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием декабристов. Уже в первых его работах сквозь контуры Гегелевского диалектического метода и философии истории проглядывает самостоятельное и политически ориентированное мышление.

С именем Бакунина М.А. связано зарождение и распостранение идей так называемого коллективистского анархизма - одного из заметных направлений в идеологии мелкобуржуазной революционности. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская комунна 1871 года во Франции).

Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест против религиозного мракобесия, угодничества либеральной науки, а так же защита революционных методов борьбы от буржуазных реформистов. При всей эклектичности, непоследовательности и известной незавершенности Бакунинская анархистская программа выделялась. Анархизм все больше становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.

Важный аспект рассмотрения политических взглядов Бакунина заключался в том, что их необходимо было сопоставить с предшествующими и современными ему анархистскими воззрениями. Такой подход позволяет с гораздо большей достоверностью осмыслить своеобразие или же, напротив, эклектизм и заимствование составных частей доктрины коллективистского анархизма.

Представители позитивистской юриспруденции испытывают известное затруднение в ответе на вопрос, что же считать правовым компонентом в анархистской доктрине. С этой точки зрения у анархистов будто бы совершенно отсутствует прагматическое правовое начало. Нормативисты - строгие ревнители "чистой" теории права также отрицают наличие филосовско-правового компонента в анархизме.

В конечном итоге анархистская теория агульно причисляется к разряду таких политических концепций, в которых право и правопонимание никак не связано с моральным должествованием и необходимостью принимать в расчет иерархию правовых норм, правовые процедуры, правовые гарантии.

Анархист исходит из уверености в том, что каждый индивид способен и должен стать полностью свободным от внешнего по отношению к ниму воздействию власти и авторитета и что он при этом должен судить самостоятельно о том, что правильно и что неправильно.

В процессе выработки своей политической программы Бакунин использовал не только политико-организационнный опыт, но и идейное наследие прошлого и это не осталось незамеченно современниками. Так еще в преданархистский период он выступил с призывом создать в среде славянских народов "общество всех людей, живой мысли и доброй воли, соединенных безграничною любовью к свободе, верою в русский народ".

Таким образом вопрос о происхождении и историческом развитии анархистских идей и взглядов не является столь простым, как его изображают буржуазные интерпретаторы и сами анархисты. Анархизм продолжает оставаться сегодня не менее многоликим, чем он был в прошлом веке.

Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский) и народнические кружки 2 пол. 19 в. П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв. Кружок Ишутина, кружок «чайковцев», кружок Нечаева. «Земля и Воля», «Народническая воля», «Чёрный передел». Александр Ульянов.


Революционеры-демократы х гг. А.И.Герцен Огарёв Н. ПН.Г. Чернышевский В.Г. Белинский


Идеи буржуазный строй прогрессивнее феодального(но критиковали его за формально-правовое равенство) земля принадлежа общине, поровну распределялась между всеми ее членами; За демократию (власть народа); Равноправие; наделение всех гражданскими правами (свобода слова, печати, совести, собраний, объединений) За отмену крепостного права; За революцию; За социализм; За свержение самодержавия Вера в прогресс


Признаки социализма: Приоритет интересов общества, а не личности. Отрицание индивидуализма и эгоизма. Коллективизм Общенародная (общественная) собственность на средства производства, т.е., когда определен круг собственников (все граждане) без выделения долей каждого из них; Демократическое устройство общества (власть большинства), принятие законов всенародным голосованием; Равенство не только правовое, но и имущественное Отсутствие эксплуатации человека человеком Государство сохраняется и играет значительную роль в жизни общества Государство – главный собственник средств производства и предприятий; плановая экономика, включая производство предметов потребления; Ограничение или запрет частной собственности Предпочтение коллективным формам существования человека (общины, коммуны и т.п.) Принцип: «С каждого по способностям – каждому по труду».


Теория «общинного социализма» - Герцен. переход к социализму должен происходить минуя капитализм; социализм мог возникнуть в ходе крестьянской революции из общины. Община – это механизм перехода к социализму, т.к. в общине обнаруживаются все признаки этого строя; для общины, по их мнению, характерны следующие социалистические начала, которые Герцен сформулировал в статье «Русские немцы и немецкие русские»: 1) право каждого на землю; 2) общинное владение ею; 3) мирское управление. Для этого достаточно свергнуть самодержавный строй, отменить крепостное право, наделить всех равными правами, произвести конфискацию помещичьих земель и ввести народовластие.


НАРОДНИЧЕСТВО Идеологическая доктрина и общественно- политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции. Идеологически взгляды народников полностью совпадали со взглядами революционных демократов. Народники лишь привнесли новое в тактику революционной борьбы. Основу народнических кружков составили представители студенчества и разночинной интеллигенции.




П.Л. Лавров Его взгляды содержали следующие идеи: интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы. Для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.


П.Н. Ткачёв Крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества; поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, ни в призыве к бунту. Самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе"; поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества. Т.е. узкий круг интеллигенции должен устроить заговор и совершить переворот.


М. А. Бакунин Основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту. Причём сам бунт должен быть стихийным. Цель бунта по Бакунину – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Он считал, что главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство; поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. После революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний, России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.


Анархизм: Самое значительное из сочинений Бакунина было издано в 1874 году отдельной книгой, которая называлась «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих» В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное, реакционное и социал-революционное. К первому он причисляет всех защитников государственности, все равно, будь то приверженцы самодержавия, конституционной монархии, буржуазно-демократической республики или даже социал-демократы-марксисты. Поэтому главная задача – ликвидировать государственную власть. Сама же власть должна сосредоточиться в руках местных самоуправлений, общин, коммун и т.п. Соответственно и общество представляет из себя их федерацию. Подобная идеология получила название – анархизм. Анархизм идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. Во всём остальном анархизм по сути совпадает с социалистической идеологией. Да и само направление анархизма вышло из социализма. Самыми известными теоретиками анархизма в России являлись М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин




Народнические кружки в 1860-е – 1 пол х гг. Кружок Ишутина () Кружок Нечаева () Кружок «чайковцев» ()


Кружок Ишутина В г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). Этот кружок первым начал использовать террор в политической борьбе В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.


Кружок Нечаева "Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. В кружке строгая дисциплина. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления: он собственноручно застрелил студента, решившего порвать с деятельностью его организации. Нечаевское дело легло в основу знаменитого "антинигилистического" романа Ф. М. Достоевского "Бесы" (1873), в котором прототипом Петра Верховенского стал сам Нечаев. С.Г. Нечаев также знаменит своим трудом «Катехизис революционера», являвшийся впоследствии моральным кодексом многих тайных революционных организаций в России и за её пределами.


Кружок «чайковцев» "Большое общество пропаганды" ("чайковцы ") существовало в гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Организатором кружка являлся Николай Васильевич Чайковский. Общество занималось изучением социалистической литературы. Кружок чайковцев известен тем, что первым начал так называемое «Хождение в народ». В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массового " хождения в народ ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.




«Хождение в народ» Массовое движение разночинной молодёжи под влиянием народнических идей в деревню с призывом к бунту, свержению самодержавия и установлению общинного социализма; в движении участвовала и демократическая интеллигенция, пытавшаяся сблизиться с народом и служить ему своими знаниями; практическая деятельность «в народе» стёрла различия между направлениями, фактически все участники вели «летучую пропаганду» социализма, кочуя по деревням. начавшееся весной 1874 массовое «Хождение в народ» представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации; участвовали 2-3 тыс.человек. Однако крестьянство далеко не всегда поддерживало народников. Чаще всего оно не понимало их идей (особенно терминологию). Кроме того вера «в доброго царя» часто препятствовала восприятию революционных идей. В итоге движение потерпело неудачу Кроме того, и власти не сидели молча. В 1877 г. на народнические организации была устроена масштабная облава, после которых был организован ряд судебных процессов над народниками, наиболее известные из которых - «процесс 193-х» и «процесс 55-ти» ; Всего было арестовано более 1000 пропагандистов в 37 губерниях.


И.Е. Репин. Арест пропагандиста


«Земля и воля» (,) «Народная воля» () «Чёрный передел» () Народнические организации во второй пол х – начале 1880-х гг.


«Земля и воля» Общество «Земля и воля» зародилось в конце 1861 г. В нем участвовали Н. Г. Чернышевский, Н. Н. Обручев, А. А. Слепцов, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи. Общество было связано с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В конце 1863 г. «Земля и воля» была ликвидирована ее участниками. Период г. вошёл в историю как «Первая Земля и воля» Однако наиболее значимым является период "Второй Земли и воли" гг. В 1878 г. "Земля и воля" была восстановлена. В основании нового общества участвовали А.Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, М. А. Натансон, А. А. Квятковский, О. В. Аптекман, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, Л.А.Тихомиров, все члены кружка Н. В. Чайковского. При образовании «Земли и воли» был учтен опыт «хождения в народ», поэтому предполагалось создание постоянных «поселений» революционеров в деревнях для подготовки «народной революции». Кроме пропаганды среди крестьян, землевольцы занимались «дезорганизацией государства», в частности уничтожением «наиболее вредных или выдающихся лиц из членов правительства». Общество имело свои печатные Издания: «Листок Земли и воли"» и «Земля и воля». Постепенно в обществе выделилось два направления - пропагандисты и террористы. В августе 1879 г.на съезде в Липецке «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».


Идеи Одним из важнейших требований, выдвигавшимися членами организации, было созыв бессословного народного собрания; В кон нач разработана новая программа об-ва, включавшая требования введения респ. правления; устройство выборного самоуправления по областям; распространение общинных принципов в сел. и гор. жизни; уравнение женщин в правах с мужчинами; созыв бессословного Земского собора (Учредит. собрания).


«Чёрный передел» Чёрный Переде́л тайное общество, связанное с одноименным журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г. К нему принадлежали Г.В.Плеханов, П.Б. Аксельрод, Вера Засулич, Я.В.Стефанович, Л.Г. Дейч. Численность организации 21 человек. Организация сохранила программу "Земли и воли", отрицала тактику террора, вела пропаганду среди рабочих. Партийно-организационная работа "Чёрного передела" шла крайне неудачно. Среди лиц, вошедших в "Черный передел", был рабочий Жирнов, который оказался предателем и вскоре выдал всех членов группы. Организации был нанесён непоправимый удар. В 1880 г. руководители эмигрировали, а в 1881 часть чёрнопередельцев судилась в Санкт-Петербурге, многие были высланы в административном порядке в Сибирь. Впоследствии большинство «чёрнопередельцев» перешло на позиции социал-демократов, а в 1883 г. на базе остатков "Чёрного передела" в Женеве была создана марксистская группа "Освобождение труда" (рук. Г.В. Плеханов).


Идеи они придавали положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития(как и народники); делали ставку на легальные методы борьбы и пропаганду. «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный Передел», 1). «Чернопередельцы» своей ближайшей задачей ставили организацию широкой народной боевой партии, но условия и обстановка революционной деятельности в России к концу 1879 г. настолько изменились, что выполнение этой задачи при данных политических условиях стало совершенно невозможным.


«Народная воля» В отличии от «Чёрного передела», «Народная воля» использовала вооружённые методы борьбы и террор, причём применяла их в огромных масштабах. Представители – А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, И.И. Гриневицкий, Герман Лопатин и др. Идеалом государственного устройства в теориях народников выступала возможность некапиталистического пути развития России; переход к социализму через использование коллективистских традиции докапиталистических институтов (общины, артелей); развитие мысли о самобытности развития России


Основные политические требования народовольцев. замена царской власти народоправлением; созыв Учредительного собрания; всеобщее избирательное право; демократические свободы; передача земли крестьянам; демократическое самоуправление независимых общин и их союзный договор; национальное равноправие.


Идеи народовольцев постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах; широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа; самостоятельность общины, как экономической и административной единицы; принадлежность земли народу; система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики; полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации; всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений; замена постоянной армии территориальной.


Террористическая деятельность народовольцев Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами. Организаторами удачного покушения являлись И. Гриневицкий и С. Перовская. Но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией. Марксисты осуждали террористические методы деятельности народовольцев, говоря о том, что это не приведёт к свержению существующего строя. Применительно к этому В.И. Ленин произнёс знаменитую фразу: «Мы пойдём другим путём»


Деятельность Александра Ульянова участвовал в студенческих нелегальных собраниях, демонстрациях, вёл пропаганду в рабочем кружке. В декабре 1886 года вместе П. Я. Шевырёвым организовал «Террористическую фракцию» партии «Народная воля», которая объединила главным образом студентов Петербургского университета и была организационно независима от других народовольческих групп, поддерживая с ними контакты. Члены «Фракции» испытывали, с одной стороны, влияние работ Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Георгия Плеханова, так и программных документов собственно «Народной воли». В феврале 1887 года Ульяновым была составлена программа «Террористической фракции». 1 марта 1887 года «Террористическая фракция» планировала осуществить покушение на Александра III, но покушение было предотвращено, а организаторы и участники в количестве 15 человек арестованы апреля состоялся суд, на котором Ульянов, Шевырёв, Андреюшкин, Генералов и Осипанов были приговорены к смертной казни, а остальные к различным срокам каторги и дальнейшей ссылки.

русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с к-рыми человек осуществляет трудовую деятельность. В подчинении естественным законам - единственное ограничение свободы человека, к-рая, как и воля, ничему больше не подчиняется. Цель и критерий прогресса, по Б., - постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе. Об-во Б. рассматривал как "соц. тело", обладающее определенной "структурой" (классы), также развивающееся в соответствии с естественными законами. Социология - наука о законах, "управляющих развитием человеческого об-ва", в ней Б. видел венец позитивной философии, в к-рую включена "вся наука о человечестве и мире" - антропология, психология, логика, мораль, соц. экономика, политика, эстетика, теология и метафизика. Об-ву как высшей ступени развития мира Б. противопоставляет гос-во, созданное, как он считает, богатым меньшинством для господства над большинством. Любое гос-во обрекает это большинство на нищету и угнетение, выступает как сила для завоевания др. народов; более того, всякая власть опасна, развращая как подчиненных, так и правителей. Поэтому центральной теоретич. проблемой социологии (и центральной проблемой практики революционной борьбы), утверждает он, является проблема уничтожения гос-ва как силы, подавляющей свободу личности. Возможность уничтожить основные препятствия на пути свободы - гос-во и религию, освящающую власть, - Б. видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться: разум преодолеет религию, а бунт разрушит гос-во. Лит.: Философия. Социология. Политика. М., 1989. А.И.Черных

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАКУНИН Михаил Александрович

1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению Б., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др.

Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель социального прогресса и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

Подобные документы

    Философские, социологические и политические взгляды одного из основоположников русского анархизма М.А. Бакунина. Специфические особенности крестьянства как движущей силы революции. Цель революции - в полном уничтожении государства во всех его формах.

    статья, добавлен 23.10.2018

    Определение и анализ социального значения анархизма, как демократической и актуальной в современном мире теории. Исследование и характеристика основ трактовки науки Бакуниным, как средства господства привилегированного и образованного меньшинства.

    статья, добавлен 15.03.2019

    Определение общественного идеала и его устремленности в учении теоретика анархиста П.А. Кропоткина. Развитие идеала на основании определенной теории этики, которая цементирует общество будущего. Революционное отношение к нравственности Кропоткина.

    статья, добавлен 31.05.2013

    П.А. Кропоткин как великий русский анархист, продолжатель идей и деятельности М.А. Бакунина, краткий очерк его жизни и источники анархистских идей. Анархия по Кропоткину как высшая степень возможной культурности, его взгляды на свободу и религию.

    доклад, добавлен 26.05.2009

    Сведение русской философии к просвещенческой парадигме. Определение характерных черт русской философии. Основные школы и направления русской философии. Формирование западничества и славянофильства. Определение базовых принципов философии анархизма.

    реферат, добавлен 13.02.2016

    Соотношение русской религиозной идеи и русского государства как отечественной философской проблематики. Характеристика славянофильства и западничества. Развитие русского социализма, нигилизма, народничества и анархизма. Марксизм, коммунизм и революция.

    реферат, добавлен 31.10.2016

    Основные направления и круг проблем русской философия XIX в. Основные идеи славянофильства. Материалистические воззрения Герцена. Учение Чернышевского о возможностях крестьянского социализма. Основные положения философии Всеединства, русский космизм.

    контрольная работа, добавлен 11.01.2011

    Историко-сравнительный анализ основной проблемы свободы в творчестве двух ярких самобытных мыслителей – М.А. Бакунина и Н.А. Бердяева. Решение проблемы с помощью социальной революции, через социальное переустройство общества свободного человека.

    статья, добавлен 22.10.2018

    Теократическая доктрина Августина Блаженного. Политико-правовое учение Спинозы. Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения. Ступени познания истины. Анархическая теория М.А. Бакунина. Взгляды Спинозы на государство.

    курсовая работа, добавлен 08.12.2013

    Место философии Ф. Ницше в европейской философской мысли конца XIX века. Основные постулаты аристократического анархизма. Идея "сверхчеловека" – попытка создания культурно-нравственного идеала совершенного индивида в перспективе реального будущего.