Джокер: сквозь смех Тодда Филлипса

Новый фильм Тодда Филлипса «Джокер» стартовал в прокате 3 октября 2019 года, и в первые же дни стал самой обсуждаемой лентой. Картина уже получила «Золотого льва» на Венецианском фестивале, а цитата: «Я думал, что моя жизнь — это трагедия, оказалось, комедия», — мгновенно стала знаменитой.

Важно отметить, что работавшие над сценарием Тодд Филлипс и Скотт Сильвер не взяли за основу историю из комикса, а показали свой вариант рождения и становления знаменитого злодея.

Что заставляет людей совершать плохие поступки? Чужая жестокость и равнодушие. В фильме показано, как общество шлифует себе подобных и даже не замечает этого. Избить, обругать человека — норма, а про понимание и говорить не стоит. Мир, где даже психолог тебя не слушает, а «кореш» вручает пистолет и закладывает при первом же случае. Грязь, социальное неравенство, атмосфера насилия и безысходности, от которой остается лишь припадочно смеяться.

Цвета фильма мрачные и депрессивные, нагнетающая музыка над обыденной серостью и вечное напутствие мамы: «Улыбайся, ты должен дарить радость людям, сынок».

Артур Флек, так по-настоящему зовут Джокера в фильме, работает клоуном и мечтает о карьере комика. Он психически болен, чем объясняется его припадочный дикий смех, великолепно переданный актером Хоакином Фениксом. От этого смеха сначала неловко, а потом жутко. Артур пьет таблетки, потому что ему постоянно плохо, мечтает попасть на передачу к своему кумиру Мюррею Франклину и представляет отношения с Софи, соседкой по лестничной клетке. 

Джокер — это человек непонятый и забитый социумом, пытающийся добиться любви и признания. Сквозь отвратительный смех и клоунскую маску проходит его жалкая и ненужная жизнь. Бесполезны попытки жить лучше. Не черная полоса, нависшая над Готэмом, а само существование — темное пятно, не выводимое со страниц биографии. И так по привычке живут все. В городе царит не то, что хаос, а упадок, смертельный, но до хохота привлекательный. Нет и намека на справедливость. Искалеченному реальностью Джокеру невольно симпатизируешь, потому что каждый был когда-то обижен или оскорблен окружающими.

В яркой идее фильма и заложен его успех. Злодеями не становятся просто так. Масса сама создает их, отвечая ненавистью на улыбку.

Фильм напрямую говорит о том, «что ты получишь, если смешаешь психически больного одиночку с обществом, которое его не замечает и обращается, как с мусором». Если бы люди были добрее! Однако Артуру не удается этого добиться. Сам он, восставший против богатой части населения, обнажает агрессию толпы и становится ее предводителем, ведь после убийств на него наконец-то обратили внимание….

Таким образом, в центре сюжета психопат, доведенный до отчаянья здоровыми людьми. Парадокс здесь проходит и в конфликте Джокера с семьей Уэйнов. Будущий Бэтмен тут еще ребенок, а с его отцом Джокера связала история с открытым финалом, косвенно завязанная на мести.

Это не кинокомикс, а драма с одним спецэффектом: она побуждает сопереживать и думать. А конец приводит к началу. Первый и последний кадр ведет к белым стенам психушки, хохоту и сигарете, которую герой не может закурить.

Тодд Филлипс — режиссер успешных комедий, в этот раз показал другую грань своего таланта. Он доказал, что не только слезы бывают от счастья, но и смех от боли. А «разукрашенный фрик» на публике может быть самым несчастным убийцей.