Будущее Почты России

Боль­шое зна­че­ние для нашей стра­ны имеет раз­ви­тие поч­то­вой связи – един­ствен­но­го вида связи, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го почти 100% по­кры­тие всей тер­ри­то­рии Рос­сии.

И, ко­неч­но, в 21 веке – веке новых тех­но­ло­гий, когда всё во­круг стре­ми­тель­но ме­ня­ет­ся, почту необ­хо­ди­мо мо­дер­ни­зи­ро­вать. Уста­ре­ло обо­ру­до­ва­ние, уста­рел под­ход к об­слу­жи­ва­нию кли­ен­тов в поч­то­вых от­де­ле­ни­ях. Низ­кий уро­вень за­ра­бот­ной платы нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на при­вле­че­нии ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров. «Почта Рос­сии» не вы­зы­ва­ет до­ве­рия, про ра­бо­ту почты рас­ска­зы­ва­ют анек­до­ты не мень­ше чем про Во­воч­ку. Что ко­неч­но же под­ры­ва­ет пре­стиж стра­ны, так как почта долж­на быть дви­га­те­лем про­грес­са, при­ме­ром вы­со­кой ор­га­ни­зо­ван­но­сти и до­хо­да для го­су­дар­ства.

Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции был раз­ра­бо­тан и вне­сен на рас­смот­ре­ние в Ко­ми­тет Го­су­дар­ствен­ной Думы по во­про­сам соб­ствен­но­сти про­ект Фе­де­раль­но­го За­ко­на «Об осо­бен­но­стях ре­ор­га­ни­за­ции фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го уни­тар­но­го пред­при­я­тия «Почта Рос­сии» и о вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные акты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.» В ко­то­ром опи­сы­ва­ют­ся осо­бен­но­сти при­ва­ти­за­ции иму­ще­ства фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го уни­тар­но­го пред­при­я­тия «Почта Рос­сии», а кон­крет­но пре­об­ра­зо­ва­ние ФГУПа в ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство. Что при­не­сет при­ня­тие по­доб­но­го за­ко­но­про­ек­та про­стым людям и го­су­дар­ству? Для каких кон­крет­но целей необ­хо­ди­ма при­ва­ти­за­ция Почты Рос­сии?

Приватизация важна для эффективного управления предприятием в целом. В акционерных обществах те или иные решения принимаются в ускоренные сроки, что важно для эффективного управления предприятием. Например, продажа непрофильных активов – недвижимости, а во ФГУПе это реализовать невозможно. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров подчёркивал, что у Почты России есть цель продавать непрофильные активы, которые могут принести 15-20 млрд руб. Вырученные средства планируются передать на модернизацию предприятия. Акционирование также позволит повысить мотивацию менеджмента компании, позволит в кратчайшие сроки изменить структуру компании, улучшить логистику сети, ускорить процесс доставки и поднять на новый уровень качество обслуживания клиентов. Общее время обновления структуры Почты России должно составить 10 лет, за это время будут полностью усовершенствованы почтовые средства связи, продуманы новые механизмы функционирования. В результате приватизации Почты России планируется повысить рентабельность на 6-7%.

Наглядным примером подобной модернизации являются зарубежные коллеги —Deutsche Post (Германия). Модернизация Deutsche Post состояла из нескольких этапов, которые необходимо также пройти Почте России – это акционирование, модернизация инфраструктуры, создание и реализация банковского проекта, приобретение стратегических активов. До реформы убыток Deutsche Post составлял 600-700 млн евро ежегодно, сейчас она приносит около 1,5 млрд евро прибыли. Один из этапов успешной реализации поставленных задач уже пройден – создан Почта Банк. Услуги банка доступны людям с невысоким уровнем дохода.

Вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что государству и обществу не стоит бояться закона об акционировании:

«Это позволит «Почте» развиваться, сохранив ее в госсобственности».

Также Аркадий Дворкович в апреле этого года отмечал, что «Почта России» в будущем может стать торговой сетью или продолжит играть роль крупной финансовой инфраструктуры в России.

«Будущее «Почты России» пока не ясно, есть развилки, есть варианты, в какую сторону ей идти. Вполне возможно, что она станет еще одной розничной сетью, а может быть она станет чем-то другим, может, станет финансовой инфраструктурой», — отмечал он.

Несмотря на объективные плюсы приватизации, население России с подозрением относится к процессу приватизации. Приватизация и последующая продажа недвижимости может привести к ограничению в доступности услуг почтовой связи для населения в регионах, в которых данные услуги являются убыточными и не привлекательными для других операторов. В некоторых отдаленных сельских территориях почта — единственная связь с внешним миром, доставки товаров, выплат пенсий и детских пособий. Неудача реформы может привести к социальным протестам и потери доверия к высшей администрации и, в целом, к предприятию. Практика приватизации начала 90-х показывает, что она может сталкиваться с ограничениями ресурсного, технологического, культурного, политического или институционального характера. Все эти ограничения должны быть учтены в проекте приватизации Почты России. Необходимо прописать нормы, которые будут регламентировать управление имуществом будущего акционерного общества, чтобы исключить злоупотребление при продаже активов Почты России.

В настоящее время ФГУП «Почта России» является национальным почтовым оператором связи, имеющим в своей структуре 86 филиалов и около 42 тысяч объектов почтовой связи на всей территории Российской Федерации. На почте работает около 350 000 человек.

Ежегодно на «Почте России» принимают, обрабатывают и доставляют более 2,5 миллиардов письменной корреспонденции, 297 миллионов посылок и 3,3 триллиона денежных переводов (пенсии, платежи и переводы). «Почта России» оказывает свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг.

Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления.