Безопасное метро остается в прошлом?

О настоящем и будущем Московского Метрополитена

На прошлой неделе в пресс-службе московского метрополитена заявили, что с 1 апреля будет упразднена должность дежурного по эскалатору. Вместо них следить за работой подъемников и соблюдением порядка впредь будут слесари-электрики и другие более квалифицированные специалисты.

Представители метрополитена также сообщили, что дежурные по эскалатору не останутся без работы — всем им будет предложено пройти курсы повышения квалификации и перейти на другую работу.

Однако ни для кого не секрет, что средний возраст работников на этой должности составляет от 50 до 60 лет, многие из них уже на пенсии, и представить, что кто-то из них пойдет работать слесарем-электриком, или пройдет курсы повышения квалификации, практически невозможно.

Но давайте попробуем разобраться в том, что входило в обязанности дежурных по эскалатору и не скажется ли их сокращение на безопасности пассажиров метро.

Согласно должностным инструкциям, сотрудники отвечали за включение и выключение эскалаторов, а также следили за их исправной работой. Также в их обязанности входило информирование пассажиров о правилах пользования эскалатором и безопасном поведении, оказание помощи пожилым пассажирам и людям с ограниченными возможностями, а также детям. При неисправности движущейся лестницы он вызывал работников аварийной службы.

Несчастные случаи на эскалаторах в московском метро, по официальной статистике, случаются довольно редко, и в этом, на наш взгляд, большая заслуга именно дежурных по эскалатору, моментально реагирующих на происходящее и отключающих эскалатор в ту же секунду.

Редкие несчастные случаи, чаще всего, происходят по вине самих пассажиров. Последствия, как правило, оказываются тяжелыми — это и ампутированные ступни, пальцы на руках и ногах, которые отрезает «гребенкой», а иногда и смерть.

Последние два похожих происшествия произошли в августе 2016 года, когда детям зажало конечности механизмом эскалатора. Смертельный же случай на эскалаторе был последний раз был зафиксирован в 1982 году на станции «Авиамоторная», когда погибло 8 человек и 30 получили ранения различной тяжести. Тогда дежурный не смог остановить эскалатор, так как не сработал ни один тормоз.

В других странах дежурных по эскалатору в метро нет (исключением является только Северная Корея), но есть стоп-кран возле каждой движущейся лестницы, которым, для предотвращения ЧП, может воспользоваться любой пассажир. В Москве о появлении стоп-крана пока никто не заявлял.

В столице каждый год открываются новые станции и количество дежурных растет, соответственно, растут и расходы на их заработную плату. Понятно, что организации содержать такой большой и растущий постоянно штат сотрудников не выгодно, но альтернатива в виде слесарей-электриков кажется нелогичной и вызывает недоверие.

Возможно, «бабушки» у эскалаторов уже не выполняют в полной мере своих функций, но замена должна быть адекватной и пассажиры, оказавшиеся на эскалаторе в трудной ситуации, не должны быть брошены на произвол судьбы. Спасение утопающих не должно стать делом рук самих утопающих. Однако руководство метро, в погоне за положительными балансами, видимо, считает иначе. Скажется ли такая позиция на безопасности пассажиров покажет время.