От «Конки» до «Витязя»: из истории московского трамвая

Предшественником привычного «электрического» трамвая, как в Москве, так и во всём мире, была конка – вагон, ходивший по рельсам на конной тяге. Вмещалось в него 15-16 человек.

В Москве первая временная линия прошла от Иверских ворот до Тверской заставы. Проложили её в честь празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Постройкой линии и временной эксплуатацией занимались предприниматели Д.Н. Гурьев и М.Д. Новиков. Для горожан первая конка представляла собой скорее аттракцион, нежели регулярный вид общественного транспорта.

Но уже в 1872 году в Москве утверждается план строительства сети линий железно-конных дорог. Концессия на осуществление проекта была отдана на 40 лет компании графа А.С. Уварова. К этому времени конка стала самым доступным видом транспорта. В нижней части двухэтажного вагона можно было проехать за десять копеек, верхней – империале — за пять. Кстати, вход на империал был разрешен только мужчинам: считалось, что дама в пышной юбке не сумеет подняться по узкой винтовой лестнице, не нарушив правил этикета.

120 лет назад, в 1899 году, в Москве появляется первый электрический трамвай. Его маршрут прошел за пределами утвержденных тогда границ города — от Масловки до Петровского парка. Вскоре линию продлили до Тверской заставы. Трамвай развивал немалую скорость — до 25 километров в час.

Однако нравилась эта затея не всем. Например, полицмейстер Трепов возмущался, что простолюдины могут передвигаться по городу быстрее, чем он на своей лучшей тройке.

Первая система оплаты проезда была достаточно хитрой: линия делилась на четыре участка, каждый из которых состоял из остановок и стоил по пять копеек. То есть поездка по всему маршруту обходилась пассажирам в 20 копеек.

Первые вагоны были деревянными и узкими — 2,2 метра. Скамейки в них располагались вдоль салона.

С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон. Он получил свое название благодаря фонарям на крыше.

В конце 1920-х появляются вагоны КМ (коломенский моторный) и КП (коломенский прицепной). Как следует из названий, второй прицепляли к первому. Вместимость каждого — до 60 человек. Таким образом, состав из двух вагонов мог перевозить до 120 пассажиров.

Интересная модель появилась в 1936 году — М-36. Ее окрестили голубым вагоном из-за цвета корпуса. Это был первый не деревянный, а металлический вагон. Скошенные углы, три двери, один фонарь — для своего времени дизайн был суперсовременным. К тому же вагон стал шире на 30 сантиметров, что позволило поставить мягкие сидения поперек салона.

Во время Великой отечественной войны трамваи в столице не прекращали свою работу. Даже в критический для обороны Москвы день, 16 ноября 1941 года, когда остановилось метро.

После войны на авиазаводе в Тушине выпустили универсальный кузов для трамваев, автобусов и троллейбусов по образцу американского довоенного автобуса. Модель трамвая называлась МТВ-82, что расшифровывается как «московской трамвайный вагон». Позже производство перенесли на завод в Ригу. Вагоны были цельнометаллическими и с мягкими сидениями. Они пользовались большой популярностью не только в Москве, но и во многих других городах Советского Союза. В столице они проработали до 1981 года на большинстве маршрутов.

Другая легендарная модель тоже была скопирована с американской. Еще в 1932 году специально для Нью-Йорка создали вагон PCC (Presidents’ Conference Committee), который стал известен во всем мире. Он считался оптимальным по форме кузова. В 1950-е чешский завод приобрел лицензию и выпустил свои вагоны на основе PCC. Так появились «Татры», столь популярные в Москве. Самыми главными преимуществами модели были плавный ход и удобная система управления.

В 1959 году на улицах столицы появилась модель «Татра-2», в 1963-м к ней присоединилась «Татра-3». Эти модели можно видеть и сегодня — правда, в более современном виде.

В наше же время парк Москвы насчитывает 850 трамваев, около 640 из которых каждый день выходят на линии. Почти 200 трамваев — представители самой новой модели «Витязь-М». Они перевезли первых пассажиров в марте 2017 года. При создании трехсекционных вагонов учитывались все последние разработки, которые делают проезд удобным. Это низкий пол, климат-контроль, USB-зарядки, информационные табло, спутниковая навигация и видеонаблюдение, плюс современная система управления.

Изначально «Витязей» собирали на Тверском вагоностроительном заводе, а сейчас производство перевели на новый завод в Санкт-Петербург.

В новых вагонах нет лампочек накаливания, все освещение светодиодное, начиная от подсветки салона и заканчивая головными лампами. По словам заместителя главного инженера Мосгортранса, это недешево, но очень энергоэффективно и, в то же время, красиво и стильно.

Кнопки открытия дверей, к которым москвичи привыкли не сразу, — это тоже экономия энергии. В холодную погоду нет смысла открывать двери, если никто не выходит и не заходит, потому что теряется слишком много тепла.

Так же в «Витязях» установлена современная система управления, а конструкция тележек обеспечивает трамваю максимально плавный ход.

На информационных дисплеях, расположенных в салоне, пассажиры могут увидеть, какой у трамвая маршрут, узнать название следующей остановки и расстояние до нее. Также транслируются сообщения об изменениях в работе маршрутов, сообщается информация о возможных пересадках, и передаются сообщения городских служб.

В июне во всех московских трамваях убрали турникеты. Но в шестидверных «Витязях» их не было изначально: пассажиры входят во все двери и оплачивают проезд с помощью валидаторов, расположенных у каждой двери.

К концу 2019 года по улицам столицы будет курсировать 300 «Витязей-М». По условиям контракта, поставщик обязуется проводить техническое обслуживание вагонов в течение 30 лет.