Двойное дно катушки с кинопленкой. Часть первая

Близится конец февраля, а значит, совсем скоро состоится очередная церемония вручения премии «Оскар». В воскресенье, 26 февраля, едва ли не вся элита американского кинематографа соберется в театре «Долби» в Лос-Анджелесе. Мероприятие будет освещаться в эфире многих телеканалов, и зрители воочию увидят новых обладателей премии.

Но красная дорожка и счастливые речи победителей находятся, как говорится, на вершине айсберга. Помимо этого, «Оскар» — это долгая и кропотливая работа судей по отбору номинантов и победителей, а еще… деньги, политика, скандалы и курьезы.

Что нужно сделать, чтобы стать обладателем золотой статуэтки, что влияет на мнение судей, и по заслугам ли получают победители и проигравшие?

На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашем цикле статей.

Кто судит «по соображениям совести»?

Премия «Оскар» вручается Американской академией кинематографических искусств и наук, собравшей в своем составе более 7000 членов. Все они являются судьями «Оскара».

В такой многочисленности жюри есть несомненные плюсы – плюрализм мнений и, как сказали бы социологи, приближенность к репрезентативной выборке. Однако общественности доподлинно неизвестны ни имена всех этих людей, ни даже их точное количество (на официальном сайте «Оскара» количество членов Академии обозначено как «7000+»), так что приходится констатировать, что судейский корпус популярнейшей кинопремии кажется безликим и абстрактным.

Не вызывает сомнений лишь то, что если бы киноакадемики жили в наших российских реалиях, то непременно носили бы звания «заслуженных» или «народных» в своих профессиях.

Внутри Академии выстроена четкая структура и иерархия: каждый член состоит в одной гильдии или группе; три члена гильдии избираются в ее исполнительный комитет; а все исполнительные комитеты образуют постоянно действующий Совет Управляющих, в котором избирается Президент Академии.

Действия и выводы Совета Управляющих и исполнительных комитетов гильдий являются авторитетными и, как правило, безапелляционными. Как мы еще убедимся, именно они задают общий тон конкурса кинопремии, оказывают влияние на все его этапы и даже могут отменять коллективные решения киноакадемиков.

Так что если Вы являетесь незаурядным деятелем кино, и Вас не пугает такой авторитет органов управления, то, имея двух поручителей из действительных членов Академии, вы запросто сможете в нее вступить. Правда, фактически решения по каждой кандидатуре в киноакадемики принимаются Советом Управляющих…

«Прибытие» в Reminder List

Ну а если Ваша цель не Американская киноакадемия, а ее награда в виде золотой статуэтки, то Вам необходимо ознакомиться с правилами участия в конкурсе.

Все номинанты на «Оскар» определяются в соответствующей гильдии. Так, претенденты на лучшие роли распределяются Актерской гильдией, а Гильдия дизайнеров костюмов решает, кто будет номинантами на лучший дизайн костюмов. Исключением является номинация «лучший фильм года», определяемая всеми членами Академии в совокупности.

Однако, перед тем как фильмы представляются гильдиям, они должны быть заявлены в Академию и пройти отбор.

Теоретически, продюсер любого фильма, вышедшего в течение года, за который присуждается «Оскар», может отправить в Академию заявку, содержащую сведения о картине и ее прокате.

Но стоит иметь ввиду, что далеко не все фильмы подходят по объективным требованиям «Оскара» относительно продолжительности, форматов изображения и звука, длительности и времени проката, количества сеансов в кинотеатрах, а также рекламы и продвижения фильма.

Более того, Академия в лице исполнительного комитета соответствующей гильдии может отклонить заявку и по субъективным причинам, так как в случае возникновения спора по поводу ее содержания, за киноакадемиками остается право рассматривать любую картину как неподходящую для «Оскара».

Окончательные решения по каждой заявке принимаются исполнительными комитетами: они отбирают фильмы и включают их в так называемый Reminder List, передающийся членам гильдий.

После этого члены Академии должны отсмотреть фильмы из списка и приступить к отбору номинантов.

Голосование в «лунном свете»

Голосование за номинантов на «Оскар», как правило, начинается в конце декабря и является тайным. Правила голосования ежегодно публикуются на официальном сайте премии, однако исполнительным комитетам каждой гильдии дозволено устанавливать свои правила, которые далеко не всегда могут своевременно дойти до сведения общественности.

После всех подсчетов определяются пять номинантов на каждый «Оскар». Как принято в Киноакадемии, из правила существует исключение: на звание «лучший фильм» на церемонии могут претендовать от 5 до 10 картин.

Примечательно, что этот результат общего голосования не является окончательным, так как уже после подсчета голосов Академия в лице исполнительных комитетов может принять решение, что заслуга номинанта не подходит по своей сути для «Оскара». В этом случае претендента исключают из списка номинантов.

Приблизительно в середине января проходит пресс-конференция, на которой оглашается итоговый перечень номинантов.

Это событие, если не более важное, то равное по значению самой церемонии «Оскара» и предваряет ажиотаж вокруг вручения золотых статуэток.

И пока номинанты на «Оскар» готовятся к выходу на красную дорожку, а букмекерские конторы принимают ставки, судьи снова голосуют. По форме финальное голосование за обладателей «Оскара» очень похоже на голосование за номинантов, существенное отличие только одно – судьба статуэток во всех номинациях определяется не по гильдиям, а всеми киноакадемиками сразу.

Вот и получается, что абстрактные судьи анонимно заполняют свои бюллетени и таким образом выбирают 24 обладателя «Оскаров».

«Скрытые фигуры» подсчета голосов

Тайным являются не только голосования, за семью печатями скрыта и процедура подсчет голосов.

Голоса судей подсчитываются не в самой Академии, а в сторонней аудиторской организации, которую назначает Президент Академии. Уже много лет этим неизменно занимается PricewaterhouseCoopers.

Конечно, с одной стороны, подсчеты имеют определенную специфику, да и нецелесообразно содержать в Академии штат аудиторов, так как голосования там очень эпизодичны.

С другой стороны, определение результатов голосования в PricewaterhouseCoopers, проходящее за закрытыми дверями, напоминает оторванный и независимый от судей процесс. Да и взаимодействует с этой аутсорсинговой компанией в основном только Президент Академии.

После определения лауреатов, аудиторы PricewaterhouseCoopers запечатывают карточку с именем или названием победителя в дизайнерский конверт ручной работы.

Несмотря на то, что всем нам хочется поскорее узнать победителей, сохранение тайны до момента награждения имеет стратегическое значение. Это не только придает особый шарм «Оскару», но и обеспечивает заметную финансовую выгоду спонсорам конкурса и показа церемонии, а также повышает авторитет и статус Американской киноакадемии.

Поэтому официально установлено, что до момента вскрытия конверта на сцене победители известны только двум сотрудникам PricewaterhouseCoopers. Более того, по некоторым сведениям, доставка конвертов в театр «Долби» осуществляется на разных автомобилях, разными маршрутами в условиях сохранения тайны.

Как бы то ни было, таинственность становится благодатной почвой для недоверия и подозрений.

Разумеется, обвинение Американской киноакадемии и аудиторской компании из большой четвёрки в подлогах и подтасовках слишком серьезно и не имеет под собой оснований, однако так и хочется сказать, что повышенная секретность процедуры подсчета голосов вкупе с большим авторитетом Совета Управляющих и исполнительных комитетов гильдий не добавляет «Оскару» прозрачности и объективности.

В этой связи вспоминается и то, что никто не знает, на сколько голосов оторвался от конкурентов победитель.

Рассмотренная процедура голосования и подсчета – это лишь формальная часть выбора номинантов и победителей. не менее интересно и то, почему судьи голосуют так или иначе и только ли своими внутренними убеждениями они руководствуются. Этот вопрос будет рассмотрен в продолжении статьи.